об обязании выдать государтсвенный жилищный сертификат



Дело № 2 - 2847/2010 13 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.А.И. к мэрии г. Архангельска о понуждении к оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата,

у с т а н о в и л:

А.А.И. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата.

В обоснование заявленных требований указал, что с мая 1994 года он состоит на учете граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, включен в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата на 2009 год по Архангельской области. Ответчик отказывает ему в выдаче государственного жилищного сертификата без предоставления обязательства о сдаче имеющегося жилья. Полагал отказ незаконным. В настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>. Помимо него в указанной квартире зарегистрированы и проживают его бывшая супруга и двое сыновей, которые участниками подпрограммы не являются и обязательство о сдаче и безвозмездном отчуждении жилья подписывать не намерены. Считал, что поскольку в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата включен он один и проживать он намерен отдельно, отказ ответчика нарушает его конституционное право на жилище.

Истец в судебном заседании заявленные требования уточнил. Просил понудить мэрию г. Архангельска оформить и выдать государственный жилищный сертификат без предоставления обязательства о сдаче жилого помещения.

Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Я.Н.Ю., действовавшая на основании доверенности, иск не признала, указав, что истец обязан предоставить справку квартирно - эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

Третье лицо Министерство строительства Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третьи лица А.Л.К., А.Д.А. заявленные истцом А.А.И. требования и доводы в их обоснование поддержали. Просили их удовлетворить.

Третье лицо А.А.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства и представленными доказательства, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

По смыслу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 275-О и от 30 сентября 2004 года № 428-О, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Статьей 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ (далее - Закон) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 статьи 15 Закона установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно выписке из приказа командующего военно-воздушными силами Краснознаменного Северного флота № от ДД.ММ.ГГГГ майор А.А.И. штурман эскадрильи - летчик вертолетной эскадрильи войсковой части № был уволен с военной службы с зачислением в запас по пункту «а» части 2 статьи 49 (в связи с организационно - штатными мероприятиями) Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Календарная выслуга лет А.А.И. составила 20 лет 04 месяца, в льготном исчислении - 36 лет 03 месяца.

В соответствии с выпиской из протокола заседания городской комиссии по обеспечению жилой площадью военнослужащих, уволенных в запас, отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № № А.А.И. был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи из пяти человек.

По заявлению А.А.И. от ДД.ММ.ГГГГ состав его семьи был изменен: он просил выдать жилищный сертификат на состав семьи из одного человека.

По сообщению службы заместителя мэра города по городскому хозяйству А.А.И. состоит на учете граждан, уволенных в запас, отставку, для получения благоустроенной жилой площади по избранному месту жительства г. Архангельск за номером 361. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди - 18.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в судебном заседании не оспаривались, в связи с чем суд считает их установленными.

Право истца на получение государственного жилищного сертификата по основанию необеспеченности жилым помещением на момент увольнения по установленным нормативам, ответчиком в судебном заседании под сомнение поставлено не было.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что выдача государственных жилищных сертификатов является одной из форм обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 01 января 2005 года, принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник указанной подпрограммы (далее - подпрограмма) представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению №5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению №6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил.

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в данном пункте, сертификат не выдается.

Вместе с тем, по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 01 января 2005 года, принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения, если указанный документ объективно не может быть представлен гражданами по не зависящим от них причинам.

В судебном заседании нашел свое подтверждение факт невозможности предоставления А.Л.К., А.А.А. и А.Д.А. обязательств о сдаче (передаче) жилого помещения по объективным причинам, а именно в связи с сохранением права пользования жилым помещением за этими бывшими членами семьи истца.

В частности, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи из 5 человек, включая его супругу А.Л.К. и сыновей А.Е.А., А.А.А., А.Д.А., на основании ордера № было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.

На основании решения мирового судьи судебного участка №2 Приморского района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ брак между А.А.И. и А.Л.К. был прекращен ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, А.А.И. было отказано в удовлетворении его требований к А.А.А., А.Д.А. о понуждении к участию в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

То обстоятельство, что бывшая супруга истца и его сыновья, не участвующие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», не желают подписывать обязательство по сдаче (передаче) жилого помещения, не может свидетельствовать о несоблюдении истцом требований, предъявляемых к участникам программы для получения государственных жилищных сертификатов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Реализация права истца на получение государственного жилищного сертификата ставится мэрией города Архангельска в зависимость от дачи обязательств относительно жилого помещения, занимаемого иными лицами, а соответственно, от их желания участвовать в подпрограмме.

Вместе с тем, данное требование органа местного самоуправления, как условие выдачи государственного жилищного сертификата, не основано на законе, невыполнимо, поскольку участие граждан в программе является добровольным, и нарушает право гражданина на получение государственного жилищного сертификата.

На основании изложенного, суд полагает необоснованным отказ ответчика в оформлении и выдаче истцу государственного жилищного сертификата на основании непредставления последним обязательств А.Л.К., А.А.А. и А.Д.А. о сдаче (передаче) жилого помещения, поскольку такие обязательства им объективно представлены быть не может.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска А.А.И. была уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп., в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в возврат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования А.А.И. к мэрии г. Архангельска о понуждении к оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата - удовлетворить.

Обязать мэрию г. Архангельска принять меры по оформлению и выдаче А.А.И. государственного жилищного сертификата на одного человека без предоставления А.Л.К., А.А.А., А.Д.А. обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу А.А.И. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение суда составлено 18 октября 2010 года

Копия верна

Судья Н.С. Моисеенко