об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%



Дело № 2-220/2010

Именем Российской Федерации

Решение

«13» октября 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.А.А. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%,

УСТАНОВИЛ:

М.А.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» (далее - ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области») об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%. Исковые требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в Архангельском отделении Северной железной дороги. ДД.ММ.ГГГГ с ним произошел несчастный случай на производстве, а именно: в глаз попало инородное тело, что привело в полной потере зрения правого глаза. В результате несчастного случая истцу поставлен диагноз «субатрофия правого глаза». По результатам врачебно-экспертной комиссии он был признан негодным для работы <данные изъяты>. В мае 2006 года в филиале ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» № 21 г. Няндомы ему была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40%, а с ДД.ММ.ГГГГ степень утраты профессиональной трудоспособности снижена до 30%. С установленным размером утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% он согласен. Полагает, что с учетом заболевания ему должна быть установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%. Просил обязать ответчика установить ему степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 100%.

Истец М.А.А. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия с участием представителя М.Л.В.и указал, что на исковых требованиях настаивает.

Представитель истца М.Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить. При этом поясняла, что полная утрата зрения на один глаз, которая привела к невозможности выполнения работы по ранее занимаемой должности монтера пути свидетельствует об утрате профессиональной трудоспособности на 100 %. Возможность при этом выполнять иную работу не имеет значения, т.к. речь идет не о работе вообще, а о профессиональной трудоспособности.

Представитель ответчика ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» З.Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что решения экспертного бюро было принято в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и основано на полном исследовании документов дела освидетельствования истца.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев медицинские документы, дело освидетельствования в МСЭ, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Федеральным законом №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установление инвалидности, определение степени утраты профессиональной трудоспособности возложено на федеральные учреждения медико - социальной экспертизы.

Порядок проведения медико - социальной экспертизы граждан предусмотрен Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 и Правилами установления степени профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789.

Пунктом 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789 (далее - Правил) установлено, что степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с М.А.А., работающим <данные изъяты> Архангельского отделения Северной железной дороги - филиал ОАО «Российские железные дороги», произошел несчастный случай на производстве.

В акте № о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в результате ударов накладкой по торцу рельса отскочила твердая частица и попала в правый глаз М.А.А., в результате чего пострадавший был доставлен в Архангельскую областную офтальмологическую больницу, где ему был поставлен диагноз: контузия тяжелой степени, гемофталия, отслоение сетчатки правого глаза. Травма относится к категории тяжелых (заключение о тяжести производственной травмы от ДД.ММ.ГГГГ №).

Согласно акту освидетельствования во МСЭК № от ДД.ММ.ГГГГ филиала № 21 г. Няндомы ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» М.А.А. была установлена третья группа инвалидности по причине трудового увечья, а также степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40% на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам освидетельствования комиссией было принято заключение о том, что М.А.А. не может работать монтером пути. Установлена дата очередного освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ.

При повторном освидетельствовании в филиале № 21 г. Няндомы ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» ДД.ММ.ГГГГ М.А.А. была подтверждена третья группа инвалидности по причине трудового увечья, а также степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 40% на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ (акт освидетельствования в БМСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ).

Также истцу была разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ. при этом в пункте рекомендациях о противопоказаниях и доступных видах труда определен труд без напряжения органа зрения и указано, что работать мастером пути не может.

Согласно акту № освидетельствования в БМСЭ филиала № 21 г. Няндомы ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» ДД.ММ.ГГГГ М.А.А. была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% по причине трудового увечья вне группы инвалидности на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ. При этом была разработана программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано на возможность труда без напряжения органа зрения, травматизма глаз.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке контроля М.А.А. был очно освидетельствован третьим составом ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» (акт №). Экспертное решение Няндомского бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу было отказано в продлении третьей группы инвалидности и определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30%, признано правильным.

Из акта № освидетельствования в БМСЭ следует, что решением филиала № 21 г. Няндомы ФГУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» от ДД.ММ.ГГГГ М.А.А. была подтверждена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% по причине трудового увечья вне группы инвалидности сроком на один год, а также разработана индивидуальная программа реабилитации.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56 были утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Временные критерии).

В соответствии с п. 1 Временных критериев степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве, с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.

Согласно п. 5 Временных критериев при определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда.

Таким образом, степень утраты профессиональной трудоспособности представляет собой снижение возможности осуществлять работником, после установления профессионального заболевания, профессиональную деятельность того же содержания и в том же объеме, в процентном отношении к объему ранее осуществляемой (до установления профессионального заболевания) профессиональной деятельности.

В силу п. 20 Временных критериев определено, что, в случаях, когда в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при значительно выраженных нарушениях функций организма у пострадавшего наступила полная утрата способности к профессиональной деятельности, в том числе в специально созданных производственных или иных условиях труда, устанавливаются 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

В соответствии с п. 27 Временных критериев, в случаях, когда пострадавший может в обычных производственных условиях выполнять профессиональный труд с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка пострадавшего, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается от 10 до 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности.

На основании пп. «а» п. 28 Временных критериев, степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функции организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда. При этом 30% утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае, если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд, если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести, если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки).

Согласно Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года № 535, незначительные функциональные нарушения, обусловленные заболеваниями, последствиями травм не вызывают стойких ограничений основных категорий жизнедеятельности, в том числе способности к трудовой деятельности, поэтому не являются основанием для определения группы инвалидности.

Поскольку суд не обладает специальными познаниями в области медицины, определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено Федеральному государственному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы».

Согласно заключению эксперта №с медико-социальная экспертная комиссия Федерального государственного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» изучив материалы гражданского дела, медицинские и медико-экспертные документы М.А.А., пришла к следующим выводам.

С учетом анатомо-физиологических основ орган зрения представляет собой единую анатомическую систему, включающую оба глаза человека, функция которой оценивается с учетом остроты зрения обоих глаз. В случае потери функции одного глаза, второй глаз полностью берет на себя функцию другого глаза и острота зрения определяется с учетом функции единственного глаза.

У пострадавшего имеются последствия производственной травмы от ДД.ММ.ГГГГ в виде субатрофии правого глазного яблока, оперированной отслойки сетчатки, послеоперационной факии, фиброза задней капсулы хрусталика, рубца радужки, вторичной глаукомы. Гиперметропия слабой степени левого глаза с остротой зрения на левый глаз (с коррекцией) = 1,0. Стойкие незначительные нарушения зрительных функций.

Учитывая тот факт, что последствия производственной травмы М.А.А. сопровождаются стойкими незначительными нарушениями сенсорной (зрение) функции организма, принимая во внимание характер его профессиональной деятельности, комиссия учитывает, что для продолжения профессиональной деятельности требуются изменения условий труда, влекущие снижение заработка. Поэтому и в соответствии с п. 17 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 (далее - Правила), степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего соответствует 30%.

Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имеется. Экспертиза проведена экспертами, имеющими высшее медицинское образование, высшую квалификационную категорию, длительный стаж работы по специальности. В ходе проведения экспертизы были исследованы как медицинская документация в отношении истца, в частности, дело освидетельствования в МСЭ, амбулаторные карты, так и материалы гражданского дела. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, их заинтересованность в исходе дела не установлена.

Поскольку установленная М.А.А. степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании акта освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, является правильной, то суд приходит к выводу о том, что основания для установления М.А.А. степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований М.А.А. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области» об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 года.