Дело № 2-3841/2010 13 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по заявлению Управления Федерального казначейства по Архангельской области о признании незаконными решений Государственного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска», оформленных в виде справок,
установил:
УФК по Архангельской области обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска», выраженного в форме справок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указали, что выдача решений, предоставляющих работникам возможность сохранения среднего заработка, осуществляется органами занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.97 N 458 "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан", в силу п. 1 которого в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), а из п. 17 следует, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, так как они уже социально защищены посредством назначения пенсии. Следовательно, решения Центра занятости в отношении сотрудников, являющихся пенсионерами, являются незаконными.
В судебном заседании представитель заявителя Ф.С.Г. на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала.
Представители заинтересованного лица - ГУ Архангельской области «Центр занятости населения» Б.О.С., В.Н.И. с заявлением не согласились, пояснив, что имелись законные основания для выдачи справок о выплате сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства обратившимся В.Л.В., Л.Т.М., О.Л.М., П.М.А., О.Т.Т., Ш.Л.Я., поскольку в течение установленного законом срока они не были трудоустроены.
В предварительном судебном заседании заинтересованные лица О.Т.Т., В.Л.В. против удовлетворения требований заявителя возражали, считают, что справки Центром занятости выданы на законном основании. В основное судебное заседание В.Л.В., Л.Т.М., О.Л.М., П.М.А., О.Т.Т., Ш.Л.Я., не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, логанов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они привлечены к ответственности. По мнению заявителя, права Управления нарушены принятием ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» оспариваемых решений, поскольку на основании решений на Управление возложена обязанность по выплате сохраняемого среднего заработка.
Как установлено судом, Государственным учреждением Архангельской области «Центр занятости населения г. Архангельска (далее - Центр занятости) вынесены решения в виде справок следующим государственным гражданским служащим, с которыми прекращены служебные контракты с декабря 2009 года по сокращению должностей государственной гражданской службы в связи с реорганизацией юридического лица путем присоединения и которые являются пенсионерами по старости: В.Л.В. - справка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (пенсия с ДД.ММ.ГГГГ); Л.Т.М. - справка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ); О.Л.М. - справка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от № (пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ); П.М.А. - справка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от № (пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ); О.Т.Т. - справка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ); Ш.Л.Я. - справка № от ДД.ММ.ГГГГ, №от ДД.ММ.ГГГГ (пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно данным справкам, названным в них государственным гражданским служащим Управлению Федерального казначейства по Архангельской области (далее -Управление) надлежало выплатить пособие за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, в которых они не трудоустроены, в размере средней заработной платы.
Управление обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанных справок, мотивируя свои требования тем, что положения ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к которым указанные государственные служащие не относятся, поскольку являются получателями пенсии.
Действительно, согласно п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1 (далее - Закон о занятости) безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости.
Вместе с тем, отсутствие оснований для регистрации граждан в качестве безработных, если они являются получателями пенсии по старости, не означает, что учреждения службы занятости вправе отказать указанным гражданам в предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве.
Согласно статьям 5, 12 Закона о занятости всем гражданам независимо от возраста в равной мере гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Порядок оказания соответствующей государственной услуги определен административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утверждённым приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 № 513. Согласно пунктам 35 и 50 указанного регламента оказание государственной услуги гражданину производится после внесения его в соответствующий регистр получателей государственных услуг. Таким образом, учёт гражданина, обращающегося за содействием в поиске подходящей работы, обязателен независимо от того, будет ли гражданин признан в дальнейшем безработным.
Как следует из материалов дела, в результате предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы указанные граждане (заинтересованные лица) были ознакомлены с перечнем имеющихся в базе данных вакантных рабочих мест центра занятости вакансиями и специалистами центра занятости населения им были выданы направления на работу. В частности, направления на работу выдавались Л.Т.М., О.Л.М., П.М.А., О.Т.Т. Подбор вариантов подходящей работы осуществлялся специалистами центра занятости населения с учетом требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости). При отсутствии вариантов подходящей работы, граждане работали с планом самостоятельного поиска работы (пункт 9 Порядка регистрации) (сведения прилагаются).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом, согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Часть 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вопросы, касающиеся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, увольняемым с государственной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы в районах и местностях с особыми природно-климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не разрешает, предусматривая выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания гражданскому служащему взамен выходного пособия.
Данная правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 года.
В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
По мнению суда, исключительность случая, с которым закон связывает возможность принятия решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения, состоит именно в нетрудоустройстве работника данным органом.
Органы службы занятости в данном случае не наделены правом самостоятельно определять критерии отнесения того или иного случая к исключительным.
Гарантии, предусмотренные ст. 318 Трудового кодекса РФ, распространяются в равной мере на всех работников организации, увольняемых в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников. Ограничений по выплате сохраняемого среднего заработка увольняемым работникам, являющимися получателями трудовой пенсии, указанная статья не предусматривает.
В соответствии с п. 52 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» от 03 июля 2006 года №513 специалисты службы занятости должны осуществлять подбор гражданину подходящей работы.
Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника. Подбор гражданам варианта подходящей работы осуществляется с использованием программно-технических комплексов в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банке вакансий и работодателей), содержащем сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях).
Документы, представленные органом службы занятости, свидетельствуют о том, что подходящая работа не была предложена В.Л.В., Л.Т.М., О.Л.М., П.М.А., О.Т.Т., Ш.Л.Я., обратившимся в установленный законом срок за содействием в поиске подходящей работы. Невозможность трудоустройства, в том числе по причине отсутствия у службы занятости предложений уволенному работнику подходящей работы, является основанием для сохранения за ним средней месячной заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения. Следовательно, действия ОГУ «Центр занятости населения города Архангельска» по принятию решения о сохранении заработка за третий (четвертый, пятый и шестой) месяц с момента увольнения, выдаче справки правомерны. Справка включает в себя информацию о принятом органом службы занятости решении, его дате; содержит для работодателя необходимую информацию для выплаты денежных средств уволенному работнику.
Кроме того, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представителем заявителя предоставлена информация о выплате В.Л.В., Л.Т.М., О.Л.М., П.М.А., О.Т.Т., Ш.Л.Я., сохраняемого заработка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований Управления Федерального казначейства по Архангельской области о признании незаконными решений Государственного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска», оформленных в виде справок.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Управления Федерального казначейства по Архангельской области о признании незаконными решений Государственного учреждения Архангельской области «Центр занятости населения города Архангельска», оформленных в виде справок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.В. Гулева
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 г.