Дело №2-3425/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2010 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению А.Т.К. к Военному комиссариату Архангельской области о перерасчете и взыскании пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
А.Т.К. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Архангельской области о перерасчете и взыскании пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование иска указано, что А.Т.К. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по потере кормильца после смерти мужа - А.М.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Военный комиссариат Архангельской области необоснованно отказывает в назначении и выплате пенсии в повышенном размере, предусмотренном п. «г» ст.45 Федерального закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», что явилось поводом для обращения в суд с данным иском.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом представителем истца М.И.В., действующим на основании доверенности, исковые требования уточнены, представитель истца просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии А.Т.К. по случаю потери кормильца и взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу истца сумму недополученного повышения к пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 687 рублей 84 копейки.
В судебное заседание А.Т.К. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом судебной повесткой, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Военного комиссариата Архангельской области З.А.В., действующий на основании доверенности, с иском не согласился. Указал, что право на повышение пенсии законодателем предоставлено непосредственно названным в указанной статье лицам, но не членам их семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца, если сами члены семьи не относятся к одной категорий, перечисленных в данной статье. Кроме того, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец А.Т.К. является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ подполковника А.М.Н., являвшегося участником Великой Отечественной войны.
С ДД.ММ.ГГГГ А.Т.К. состоит на учете в пенсионном отделении Военного комиссариата Архангельской области как получатель пенсии по случаю потери кормильца - А.М.Н., при этом истец являлась получателем указанной пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468 -1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями), пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе, исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 % расчетного размера пенсии (социальной пенсии).
Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - пенсия по случаю потери кормильца, которую в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец.
Положения статьи 45 устанавливают право некоторых категорий пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца на повышение пенсии с учетом их заслуг перед родиной.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются трудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Из чего и следует вывод, что поскольку данный вид пенсии - пенсия случаю потери кормильца, назначенная в соответствии с вышеуказанным законом указан в статье 45 закона, то установленное данной статьей повышение размера пенсии должно быть назначено к пенсии, получаемой членами умершего (погибшего) военнослужащего.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем трудоспособным членам семьи погибшего.
Ссылка представителя ответчика на то, что право на повышение пенсии предоставлено именно самим лицам, которые являются ветеранами боевых действий, не может быть принята во внимание, поскольку сводится к иному толкованию закона.
Суд также не может принять во внимание доводы представителя ответчика и о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку это противоречит нормам статьи 58 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей». Истцу в данном случае не требовалось обращаться к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку эта обязанность возложена на самого ответчика в силу прямого указания в Законе. Срок на обращение в суд с иском истцом не пропущен.
Так им образом, требования истца о перерасчете пенсии в спорный период являются обоснованными.
Подлежат также удовлетворению и уточненные требования истца о взыскании недополученной суммы пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 44 687 рублей 84 копейки. Ответчиком представлен контррасчет исковых требований с учетом применения индекса потребительских цен, представитель истца с представленным контррасчетом согласен. Расчет судом проверен, признан арифметически правильным.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден, ответчики финансируются из бюджета субъекта Российской Федерации и на основании ст.333.39 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождены, государственная пошлина не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования А.Т.К. к Военному комиссариату Архангельской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Обязать военный комиссариат Архангельской области назначить А.Т.К. пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32 процента с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу А.Т.К. 44 687 рублей 84 копейки в счет недополученной суммы пенсии с учетом индексации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Г.В. Гулева
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.