Дело № 2-3505/2010 12 октября 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Архангельской области о компенсации расходов, связанных с проездом к месту прохождения санаторно-курортного лечения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Архангельской области о компенсации расходов, связанных с проездом к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно. В обоснование заявленных требований указал, что является майором запаса, и ему, как военнослужащему, уволенному с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и имеющему общую продолжительность военной службы в льготном исчислении свыше 20 лет, медицинской службой Беломорской ВМБ МО России в г. Северодвинске были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Ялта» Черноморского флота РФ г. Ялты в периоды: с 2 по ДД.ММ.ГГГГ одиночная, с 5 по ДД.ММ.ГГГГ семейная: женой - ФИО2, сыном - ФИО3 и с 16 по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку до санатория истец добирался автомобильным (личным) транспортом, после возвращения из санатория оплаты стоимости проезда в санаторий и обратно ему и членам его семьи, были сданы необходимые документы. Однако военный комиссариат Архангельской области отказал в оплате стоимости проезда на автомобильном транспорте в санаторий и обратно, указав в письме от ДД.ММ.ГГГГ что возмещение расходов, связанных с проездом в санаторно-курортное учреждение личным транспортом, действующим законодательством нормативными правовыми актами не предусмотрено. Полагает отказ незаконным, просит взыскать в свою пользу понесенные на оплату стоимости проезда денежные средства в размере 28 249 рублей 42 копейки.
В судебном заседании истец на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивал, указав, что действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений для военных пенсионеров, связанных с реализацией льгот по компенсации расходов на проезд к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно.
Представитель ответчика – Военного комиссариата Архангельской области по доверенности ФИО5 с иском не согласился, указав, что под понятием "автомобильный транспорт" следует понимать транспорт общего пользования городского, пригородного и межгородского сообщения, следовательно, истец необоснованно расширил понятие "автомобильного транспорта", включив личный транспорт в категории транспортных средств, проезд на которых в отпуск подлежит оплате за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, предположил, что маршрут, по которому истцом произведен расчет, не является кратчайшим.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, обозрев материалы личного (пенсионного) дела № майора ФИО1, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов личного (пенсионного) дела 2МА-38773 ФИО1 в звании майора уволен из Вооруженных сил Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 24 года в календарном исчислении и 34 года в льготном исчислении.
Стороной ответчика не оспаривается то обстоятельство, что истцу в 2008, 2009, 2010 году предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий г. Ялта, однако оплата проезда в санаторий произведена не была.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих", офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
Таким образом, за пенсионером Министерства обороны Российской Федерации ФИО8 и членами его семьи сохраняются льготы, предусмотренные пунктом 5 статьи 20, в частности, права проезда на санаторно-курортное лечение на безвозмездной основе.
Суд не может согласиться с доводами ответчика относительно того, что согласно "Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", определяющему общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур, под легковыми автомобилями подразумевается такси, осуществляющие пассажирские перевозки.
Как следует из положений вышеуказанного закона, он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, в данном случае спор вытекает не из предоставленной услуги, а наличия льготного права на проезд к месту проведения санаторно-курортного лечения определенной категории граждан.
Суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место льгота, связанная с бесплатным ежегодным предоставлением санаторно-курортного лечения военнослужащим, следовательно, не могут быть применены по аналогии и положения о порядке возмещения расходов пенсионерам, являющимся получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утвержденные Постановлением Правительства № 176 от 01 апреля 2005 года, на которые также ссылался представитель ответчика в судебном заседании.
В данном случае на уровне законодательного регулирования установлено лишь одно ограничение для военнослужащих и военных пенсионеров на компенсацию понесенных при следовании к месту проведения санаторно-курортного лечения расходов – «за исключением такси». Каких-либо иных ограничений не установлено ни действующим в данной области законодательством, ни подзаконными актами либо инструктивными документами финансово-экономического управления Министерства обороны России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для выплаты истцу компенсации расходов, понесенных им в связи с проездом к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно на личном автотранспорте.
При расчете протяженности маршрута и понесенных истцом расходов на оплату топлива суд руководствуется расчетом, произведенным истцом, поскольку ответчик, заявляя о своем несогласии с расчетом истца контррасчета не представил, как не указал и организацию, справку которой о протяженности маршрута он может посчитать надлежащим доказательством по делу. Судом направлялись запросы в транспортные организации г. Архангельска, а также в Федеральную службу государственной статистики, однако, указанные организации сведениями о протяженности автомобильного маршрута от г. Северодвинска до г. Ялта не располагают. Согласно данным на сайте http//www.autotransinfo.ru, используемыми централизованными бухгалтериями организаций при расчете протяженности маршрута, протяженность маршрута от г. Северодвинска до г. Ялта составляет 2776 км, что соотносится с представленным истцом расчетом (2789 км). Средний расход топлива по смешанному циклу автомобиля истца указан в технической документации и составляет 7,2 л, т.о. на проезд в одну сторону необходимо 200 л (2789/100*7,2). Стоимость топлива подтверждена оригиналами товарных и кассовых чеков, представленными в материалы дела.
При таких обстоятельствах суд, проверив арифметическую правильность расчета истца, полагает возможным присудить ко взысканию в его пользу с ответчика компенсацию расходов за 2008 год в размере 9984 рубля 50 копеек, за 2009 год – 8277 рублей 42 копейки, за 2010 год – 9987 рублей 50 копеек.
Таким образом в пользу истца с ответчика подлежит взысканию денежная сумма в размере 28249 рублей 42 копейки.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. Статьей 98 ГПК РФ предусмотрено в случае принятия решения не в пользу государственного органа, разрешение вопроса о возмещении стороне расходов по оплате государственной пошлины производится исходя из общего принципа возмещения судебных расходов.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что указанные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при реализации своих процессуальных прав, совершение которых законодателем допускается только с оплатой государственной пошлиной (обращение в суд, подача кассационных и надзорных жалоб, получение копий процессуальных документов).
Между тем, в данном случае разрешается вопрос не о несении Военным комиссариатом Архангельской области обязанности по оплате сборов, установленных законом, а о возмещении судебных расходов, понесенных истцом для защиты своего нарушенного права, что свидетельствует о различной правовой природе указанных платежей.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО1 к Военному комиссариату Архангельской области о компенсации расходов, связанных с проездом к месту прохождения санаторно-курортного лечения удовлетворить.
Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу ФИО1 расходы, связанные с проездом к месту прохождения санаторно-курортного лечения в размере 28 249 рублей 42 копейки, а также в счет уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины 400 рублей; всего взыскать 28649 рублей 42 копейки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Г.В. Гулева
мотивированное решение изготовлено 18 октября 2010 года