о возмещении ущерба



Дело № 2-3270/2010 06 октября 2010 года

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску З.Л.В. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска, взыскании денежных средств в размере 41 795 рублей 00 копеек, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

установил:

З.Л.В. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что ее ребенок - З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в Департаменте образования мэрии г. Архангельска для определения в дошкольное образовательное учреждение. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в департамент с вопросом об устройстве ребенка в детский сад в 2009 году, на что ей был дан ответ, что место будет предоставлено только с трех лет. После того, как ребенку исполнилось 3 года, она также обращалась в департамент, однако место в детском саду было предоставлено только после ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что со стороны мэрии было допущено неправомерное бездействие, которым были нарушены как права ее несовершеннолетнего ребенка на получение общедоступного дошкольного образования, так и ее права, поскольку она была вынуждена после достижения ребенком трехлетнего возраста выйти на работу, в связи с чем за ребенком осуществлялся присмотр на платной основе по договору с ИП Локтевой С.В. Просила взыскать с мэрии г. Архангельска уплаченные по договору денежные средства, а также компенсировать причиненный моральный вред в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие мэрии г. Архангельска, выразившееся в необеспечении ее сына правом на бесплатное дошкольное образование в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с муниципального образования «Город Архангельск» денежные средства, уплаченные за пребывание ребенка в группе дневного пребывания ИП Локтевой С.В., в размере 41 795 рублей 00 копеек, взыскать с муниципального образования «Город Архангельск» в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец и ее представитель М.Л.И. уточненные исковые требования поддержали.

Представители ответчика Е.О.Н., Б.Е.М., Б.Н.В. с предъявленным иском не согласились, пояснив, что орган местного самоуправления не бездействует, предпринимая все возможные меры по решению ситуации, сложившейся с предоставлением мест в детских дошкольных учреждениях. Так, за период с 2007 по 2010 годы мэрией города Архангельска были проведены следующие мероприятия: открыты дополнительные группы в функционирующих детских садах - 25 групп на 490 мест; открыто отделение муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 96 «Сосенка», расположенного по адресу: ул. Дзержинского, 9, корп. 2; открыто отделение МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147 «Рябинушка» по адресу: ул. Володарского, 24, корп. 1; открыто муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139 «Журавушка» (ул. Стрелковая, 4, корп. 1); принято в муниципальную собственность ведомственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61 «Звездочка», расположенное в пос. Талаги; введено в эксплуатацию второе здание детского сада в пос. Талаги. Ежегодно в детские сады зачисляется от 3500 до 3700 детей. Кроме того, с сентября 2010 года в имеющихся зданиях и помещениях МДОУ дополнительно открыто 43 группы (расходы городского бюджета по открытию групп составили более 26 млн. руб.), в которые зачислено еще 1210 детей. Департаментом образования ежемесячно проводится анализ наличия свободных мест, по результатам которого в детские сады зачисляются от 70 до 350 детей. Кроме того, представителем ответчика в судебном заседании было заявлено ходатайство о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований.

Как следует из искового заявления З.Л.В., ею оспаривается бездействие мэрии г. Архангельска, проявленное в отношении ее сына - З.В., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ на общей очереди для дальнейшего определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения: №, №, №, №, согласно личному заявлению З.Л.В.

ДД.ММ.ГГГГ истец внесла изменения в ранее поданное заявление, исключив из него МДОУ №, №, №, №, добавив МДОУ №, №. В связи с этим при зачислении З.В. в дошкольное учреждение рассматривались именно указанные дошкольные учреждения. В соответствии с приказом директора департамента образования мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № З.В. было предоставлено место в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 147 "Рябинушка" с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, право на образование гарантируется каждому без какой бы то ни было дискриминации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней. Вместе с тем родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Само по себе наличие очередности при поступлении детей в детское дошкольное учреждение не нарушает конституционное право ребенка на его получение, поскольку очередь формируется на основании поступающих заявлений от родителей детей, также нуждающихся в устройстве в ДОУ.

Согласно ст.6 ФЗ 124-ФЗ от 24.07.98г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина РФ, общепризнанными принципами и нормами и международного права, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об Образовании» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальные образовательные учреждения относятся к полномочиям местного самоуправления, муниципальных районов и городских округов.

Кроме того, согласно ст.6 Федерального Закона РФ от 28.08.95г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам ведения местного самоуправления отнесена организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного образования.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно п.5 ст. 12 Закона «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п.3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).

Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18.05.2009г. № 185, с начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

В соответствии со ст. 16 закона РФ «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения. Учредителем дошкольных учреждений г.Архангельска является мэрия города.

При этом, при зачислении детей в дошкольные учреждения федеральными и областными законами предусмотрены льготы отдельным категориям граждан, которые пользуются правом первоочередного или внеочередного зачисления детей. Кроме того, прием детей в конкретное учреждение может быть ограничен его плановой наполняемостью и лицензионными требованиями, обусловленными санитарно-гигиеническими нормативами. Решение о зачислении детей в детские сады принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных учреждений в соответствии с указанными Правилами. В течение учебного года возможно зачисление детей в дошкольные группы только из числа льготных категорий граждан при наличии свободных мест.

Истец в качестве обоснования исковых требований указывает на то, что в отношении именно ее ребенка персонально каких-либо действий мэрией г. Архангельска не предпринималось.

Вместе с тем, как установлено судом на основании представленных ответчиком доказательств, с сентября 2010 года в имеющихся зданиях и помещениях дошкольных учреждений дополнительно открыто 43 группы, куда зачислено более 1000 воспитанников, однако, в настоящее время на очереди для дальнейшего устройства в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, составляет 10846 детей (от 0 до 3 лет), из них количество остронуждающихся (от 1,5 до 3 лет) - 5930 детей. По ДОУ № 147, в котором ребенку истца было предоставлено место, на 2010-2011 годы в очереди было зарегистрировано 204 ребенка 2007 года рождения, предоставлено место 109 детям, в том числе и З.В.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец внесла изменения в ранее поданное заявление, согласно которым просила МДОУ №, №, №, № убрать из перечня рассматриваемых учреждений, добавить МДОУ №50, № 147. В мае 2010 года (приказ Департамента образования мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №) ребенок истца был включен в списки детей, которым предоставляется место с начала 2010 года в ДОУ № 147 «Рябинушка». Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ истец была проинформирована о том, что с сентября 2010 года, т.е. с начала учебного года, ее ребенок будет обеспечен местом в детском саду.

То обстоятельство, что ребенок истца был обеспечен местом с начала нового учебного года, а не ранее, не противоречит п.2 Постановления мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №, оснований для предоставления места ребенку истца во внеочередном либо льготном порядке не имелось, как не имелось и свободных мест в тех детских садах, которые были указаны З.Л.В. в заявлении. Доказательств того, что в спорный период в указанных истцом детских садах имело место предоставление мест лицам, не состоящим в очереди, не имеется.

При таких обстоятельствах доводы истца о наличии незаконного бездействия со стороны мэрии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны обоснованными, следовательно, удовлетворению не подлежат.

В связи с тем, что судом не установлено оснований для признания незаконным бездействия мэрии г. Архангельска, не подлежат удовлетворению также и производные от основного требования о возмещении убытков, понесенных в связи с оплатой услуг по присмотру за ребенком и компенсации морального вреда.

Что касается ходатайства мэрии г. Архангельска о применении последствий пропуска срока на обращение в суд, установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, то поскольку о том, что место в детском саду сыну истца будет предоставлено с сентября 2010 года, истец достоверно узнала в июне 2010 года, а в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то срок на обращение в суд ею не пропущен, следовательно, ходатайство ответчика удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска З.Л.В. к мэрии г. Архангельска о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска, взыскании денежных средств в размере 41 795 рублей 00 копеек, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Г.В. Гулева

мотивированное решение изготовлено 11 октября 2010 года