о признании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации незаконными и понуждении к повторному рассмотрению его документов



Дело №2- 4231/2010 Именем Российской Федерации

Решение

21 октября 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Обориной В.М.,

при секретаре Сметаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Т.И.о об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области,

установил:

Д.Т.И.о обратился с заявлением об обжаловании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области, выразившихся в отклонении его заявления о приеме в гражданство Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявления указал, что отказ со ссылкой на п. «а» ст.16 Закона «О гражданстве Российской Федерации» необоснован, т.к он никогда за насильственное изменение конституционного строя не выступал, проживает с семьей на территории Архангельска с 2000 года.

Просит признать отказ незаконными и обязать УФМС России по Архангельской области оформить его документы о приеме в гражданство Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель и его представитель Ш.С.Л., действующая на основании ордера доводы заявления поддержали, ссылаясь на неоправданное вмешательство властей в осуществлении права заявителя на труд, свободу передвижения и уважение личной и семейной жизни, указав, что он каких либо противоправных действий не совершал и нарушений закона не допускал.

Представитель УФМС России по Архангельской области в лице М.Ж.С. с заявлением не согласилась, считая, что заявителю отказано в принятии в гражданство России обоснованно в связи с тем, что поступило сообщение УФСБ по Архангельской области о несогласовании ими вопроса о приеме в гражданство заявителя. Заявитель обжаловал действия УФСБ по Архангельской области в судебном порядке, которые признаны законными.

Суд, заслушав заявителя, его представителя, представителя Управления, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти или должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти и должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (статья 2).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный Закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон об иностранцах ).

На основании ч.1 п. «б» ст.11 ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации»№62-ФЗ (по тексту Закон о гражданстве) от 31 мая 2002 года гражданство приобретается в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 данного Закона иностранные граждане, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» ч. 1 ст. 13 названного федерального закона, если они до 1 июля 2009 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Пункт «е» ст. 30, ч. 3 ст. 35 названного закона наделяют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы полномочиями по рассмотрению заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принятию решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14 данного федерального закона.

Как следует из материалов дела, Д.Т.И.о - <данные изъяты>, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ получил вид на жительство, который продлевался по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту жительства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Архангельской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Решением Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ года заявление о приеме в гражданство в упрощенном порядке отклонено со ссылкой на п. «а» ст.16 Закона №62-ФЗ, т.к его действия создают угрозу безопасности Российской Федерации.

Подп. «а» ст.16 Закона О гражданстве предусматривает в качестве основания для отклонения заявления совершение лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации.

При рассмотрении заявления, заинтересованному лицу было представлено сообщение УФСБ по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности приема заявителя в гражданство.

Заявитель обжаловал действия Управления ФСБ России по Архангельской области в судебном порядке. Решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ решение Регионального Управления ФСБ России по Архангельской области о целесообразности аннулирования и отказа в согласовании вопроса о приеме в гражданство признано законным.

Безопасностью согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О безопасности « №2446-1 от 5 марта 1992 года считается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В целях выполнения функций по обеспечению безопасности в системе государственных органов исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Законом «О федеральной службе безопасности» №40-ФЗ от 3 апреля 1995 года к таким органам отнесена Федеральная служба безопасности, на которую возложена обязанность выявлять, пресекать, предупреждать разведывательную и иную деятельность не только специальных служб и организаций иностранных государств, но и отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, включая решение вопросов, связанных с въездом, выездом и режимом пребывания на территории Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности в пределах своих полномочий осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

На основании ч.3 ст.25.10 Федерального Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года в отношении иностранного гражданина, если его пребывание создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания(проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

Поскольку в Российской Федерации законодательно определен порядок защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, т. е безопасности, а также органы и их полномочия, суд не вправе вмешиваться в данные полномочия, применение превентивных мер по защите национальной безопасности находится в пределах усмотрения органов Федеральной службы безопасности России.

Также из материалов дела следует, что решением Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано разрешение на временное проживание заявителя на территории Российской Федерации. Данное решение заявителю объявлено, в порядке и в сроки, установленные п. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», аннулирование его признано обоснованным.

Решение об отказе в приеме в гражданство принято должностным лицом территориального органа миграционной службы согласно п.16.3 Административного регламента, утвержденного 19 марта 2008 года №64 приказом ФМС России в пределах его компетенции и на основании представленных материалов.

На основании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 при выявлении фактов, свидетельствующих о наличии, предусмотренных ст.16 Закона №62-ФЗ оснований для отклонения в приеме гражданство, решение принимается уполномоченным лицом в письменной форме, о чем извещается заявитель.

Таким образом, заявление Д.Т.И.о отклонено обоснованно.

Судом проверены доводы заявителя о нарушении у заявителя прав на труд, свободу передвижения и семейную жизнь.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

Вместе с тем, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранным гражданам должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и их ограничение допускается только в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, заявитель родился в <данные изъяты>. Женат,имеет 4-х детей:ДД.ММ.ГГГГ года,ДД.ММ.ГГГГ года,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жена и трое детей проживают в республике Азербайджан <адрес>. Сын <данные изъяты>,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий ранее в России, живет в настоящее время с матерью в Азербайджане,т.е всего его родственники находятся в другом государсвте. Заявитель в настоящее время продолжает трудиться, занимаясь коммерческой -посреднической деятельностью, передвигается по территории без каких либо ограничений.

В соответствии с полномочиями по контролю за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в лице его территориальных органов вправе принимать решения об отклонении заявления о приеме в гражданство.

С учетом изложенного, процедура принятия оспариваемого решения соблюдена, решение принято уполномоченным лицом. Миграционный орган, действуя от имени государства учел все обстоятельства по делу, обоснованно расценил мнение УФСБ России по Архангельской области как представляющее угрозу для безопасности страны и основание, послужившие для отклонения заявления о приеме в гражданство, и не установил возможности гуманитарных проявлений.

Отказ в принятии гражданства не противоречит действующему законодательству, вмешательство в частную жизнь заявителя основано на внутреннем законе, все члены семьи находятся в Азербайджане, непреодолимых препятствий для их общения нет.

Каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может подвергаться таким ограничениям, какие установлены законом и необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение УФМС об отклонении заявления о приеме в гражданство является правильным, не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Д.Т.И.о о признании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации незаконными и понуждении к повторному рассмотрению его документов отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба участниками процесса в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме -22 октября 2010 года.

Судья В.М.Оборина

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2010 года