о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области об изъятии вида на жительство и понуждению к его возврату



Дело №2- 4230/2010Именем Российской ФедерацииРешение

21 октября 2010 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Обориной В.М.,

при секретаре Сметаниной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д.Т.И.о об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области,

установил:

Д.Т.И.о обратился с заявлением об обжаловании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области, выразившихся в изъятии у него вида на жительство ДД.ММ.ГГГГ в связи с его аннулированием.

В обоснование заявления указал, что в период действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации в связи с продлением вида на жительство сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представители миграционной службы пришли к нему домой, где без какого либо ознакомления его с принятым решением изъяли вид на жительство.

Просит признать их действий незаконными и обязать возвратить вид на жительство.

В судебном заседании заявитель и его представитель Ш.С.Л., действующая на основании ордера доводы заявления поддержали, ссылаясь на то, что действиями УФМС ПО Архангельской области допущено ограничение права заявителя на свободу передвижения, нарушены его трудовые права, имеется вмешательство в семейную жизнь, указав, что он каких либо противоправных действий не допускал.

Представитель УФМС России по Архангельской области в лице М.Ж.С. с заявлением не согласился, считая, что решение об аннулировании временного разрешения на проживание принято в соответствии с законом в связи с поступлением сообщения УФСБ по Архангельской области, что и послужило основанием для аннулирования и изъятия вида на жительство. В настоящее время законность решения УФСБ по Архангельской области подтверждена судебным решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска.

Суд, заслушав заявителя, его представителя, представителя Управления, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие органа государственной власти или должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти и должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (статья 2).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный Закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон о гражданстве ). Кроме того, данный Закон регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст.1 Закона).

На основании ч.1 ст.8 данного Закона иностранному гражданину выдается вид на жительство согласно его заявления в течение срока действия временного разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на пять лет.

В случае совершения действий, подпадающих под перечень, установленных в ст.9 Закона вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

Частью первой вышеприведенной нормы предусмотрено аннулирование вида на жительство, если установлено, что иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Порядок выдачи вида на жительство иностранным гражданам установлен Положением, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации №794 от 1 ноября 2002 года.

Согласно п.22 Положения территориальному органу федеральной миграционной службы предоставлено право принимать решение об аннулировании вида на жительство в случае совершения лицом действий, предусмотренных статьей девятой.

Безопасностью согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О безопасности « №2446-1 от 5 марта 1992 года считается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В целях выполнения функций по обеспечению безопасности в системе государственных органов исполнительной власти образуются государственные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Законом «О федеральной службе безопасности» №40-ФЗ от 3 апреля 1995 года к таким органам отнесена Федеральная служба безопасности, на которую возложена обязанность выявлять, пресекать, предупреждать разведывательную и иную деятельность не только специальных служб и организаций иностранных государств, но и отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, включая решение вопросов, связанных с въездом, выездом и режимом пребывания на территории Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности в пределах своих полномочий осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

На основании ч.3 ст.25.10 Федерального Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15 августа 1996 года в отношении иностранного гражданина, если его пребывание создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания(проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

Поскольку в Российской Федерации законодательно определен порядок защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, т. е безопасности, а также органы и их полномочия, суд не вправе вмешиваться в данные полномочия, применение превентивных мер по защите национальной безопасности находится в пределах усмотрения органов Федеральной службы безопасности России.

Органы безопасности при выявлении действий, свидетельствующих о том, что иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или совершает иные действия, которыми создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации обязаны не позднее 10-дневного срока информировать об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) уведомляется территориальным органом Федеральной миграционной службы в 3-дневный срок о принятом решении, а также предупреждается о необходимости выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения. При этом в виде на жительство лица без гражданства проставляется соответствующая отметка, а у иностранного гражданина вид на жительство изымается, о чем в документе, удостоверяющем его личность, делается отметка.

Материалами дела установлено, что заявителю был выдан вид на жительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес УФМС РФ по Архангельской области сообщение, в котором указало на необходимость принятия аннулирования вида на жительства Д.Т.И.о на основании п.п.1 п.1 ст.9 Закона «О правовом положении иностранных граждан».

ДД.ММ.ГГГГ УФМС приняло решение об аннулировании вида на жительство заявителя, о чем направило уведомление в адрес Д.Т.И.о-о ДД.ММ.ГГГГ.

В данном уведомлении сообщалось об аннулировании вида на жительство и необходимости покинуть пределы России в течение 15 дней.

ДД.ММ.ГГГГ поручено сотруднику Ш.Ю.В., М.Т.Г. провести проверку соблюдения законодательства иностранными гражданами по адресу :<адрес>.

Сотрудниками УФМС России по Архангельской области была проведена проверка, вид на жительство у заявителя изъят, о чем начальник отделения УФМС по РФ в Ломоносовском округе направил сообщение в адрес УФМС.

С учетом изложенного суд считает, что у заявителя вид на жительство изъят обоснованно в связи с принятием решения об аннулировании вида на жительство.

Заявитель оспаривая действия УФМС, указывает на нарушение его прав.

Суд с его доводами не соглашается, поскольку при рассмотрении дела установлено, что аннулирование вида на жительство и его изъятие проведено уполномоченными лицами в пределах прав, предоставленных вышеприведенными нормативными актами.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.

Вместе с тем, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранным гражданам должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, на труд, свободу передвижения в Российской Федерации и их ограничение допускается только в установленном законом порядке.

Основанием для аннулирования вида на жительство явилась информация Управления ФСБ России по Архангельской области со ссылкой на наличие действий заявителя, которые создают угрозу безопасности Российской Федерации или гражданам России.

Законность действий УФСБ ПО Архангельской области являлась предметом судебного исследования при рассмотрении гражданского дела по заявлению Д.Т.И.о Ломоносовским районным судом г.Архангельска и признана обоснованной.

Аннулирование вида на жительство и его изъятие не противоречит действующему законодательству. Ограничение прав заявителя, которое повлекло принятие решения основано на внутреннем законе, не привело к нарушению права на труд, на семейную жизнь.

Из пояснений заявителя следует, что он продолжает заниматься трудовой деятельностью, передвигается по территории Российской Федерации, поддерживает связь с семьей.

Исходя из общих принципов права, применение внутреннего законодательства страны пребывания должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, отвечать характеру поведения иностранных граждан.

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления.

При этом лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать их за пределы страны, если это оправдывается крайней необходимостью и соответствует правомерной цели обеспечить свою безопасность.

Аннулирование ранее выданного разрешения влечет его обязанность покинуть Россию, при этом суд учитывает, что заявитель состоит в браке с гражданкой Азербайджана, дети проживают в настоящее время с матерью, родители и другие близкие родственники живут там же, поэтому оснований считать, что имеет место серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод нет.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение УФМС об аннулировании заявителю разрешения на временное проживание является правильным, не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Д.Т.И.о о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области об изъятии вида на жительство и понуждению к его возврату отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба участниками процесса в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме -22 октября 2010 года.

Судья В.М.Оборина

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2010 года