Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Ногих Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района г. Архангельска, обратившегося в суд в интересах Б.Ю.Л., к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Исакогорского района г. Архангельска обратился в суд в интересах Б.Ю.Л. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. В обоснование требований указал, что Б.Ю.Л. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При определении ее в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ за ней было закреплено жилое помещение по месту жительства по адресу: <адрес>. Б.Ю.Л. воспитывалась в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ «Новодвинский детский дом для детей школьного возраста» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 26» г. Архангельска и также находилась на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> произошел пожар, в связи с чем дом был признан непригодным для проживания. В связи с тем, что в настоящее время Б.Ю.Л. пригодным для проживания жилым помещением не обеспечена, и как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет на это право, прокурор обратился в суд с данным иском в ее интересах.
В судебном заседании помощник прокурора Исакогорского района г. Архангельска К.М.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Истец Б.Ю.Л. заявленные прокурором требования поддержала, настаивала на удовлетворении иска. При этом пояснила, что после окончания обучения в июне 2005 года вселилась в спорную квартиру и некоторое время проживала в ней, но потом уехала жить к подруге из-за сложных отношений с братом. Кроме того указала, что после пожара с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.
Представитель ответчика Б.Е.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, полагала, что отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения, т.к. он достиг 23 лет и утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит.
Представитель третьего лица - мэрии г. Архангельска как органа опеки и попечительства Д.О.В., действующая на основании доверенности заявленные требования поддержала. Вместе с тем указала, что в период нахождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в образовательных учреждениях ими предпринимаются меры по обеспечению сохранности закрепленных за ними жилых помещений. После окончания учебных заведений, в которых дети находились на полном государственном обеспечении, и их вселения в закрепленные за ними жилые помещения, в случае возникновения каких-либо трудностей, оказывают содействие и поддержку по их заявлениям. С соответствующим заявлением Б.Ю.Л. к ним не обращалась.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представив письменный отзыв на исковое заявление. В данном отзыве указало, что полномочия по распределению субвенций на приобретение жилья выполняет надлежащим образом, а вопрос их распределения и постановки на учет, ведения этого учета находятся в ведении органов местного самоуправления, в связи с чем просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Правительство Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представив письменный отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца Б.В.Л., извещенный о времени и месте судебного разбирательства по месту нахождения учреждения, в котором отбывает наказание, в суд не явился.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (далее - Закон № 159-ФЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено и никем не оспаривается, что Б.Ю.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала совместно с братьями Б.В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Б.В.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в двух комнатах № и № в коммунальной <адрес>.
Их мать Б.Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Б.Л.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, Б.Ю.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетние Б.В.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Б.Ю.Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., были направлены в интернатное учреждение. При этом за ними сохранено право на жилплощадь по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Б.Ю.Л. воспитывалась в государственном образовательном учреждении «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и весь период находилась на полном государственном обеспечении.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в профессиональном училище №, что подтверждается копиями приказов от ДД.ММ.ГГГГ №-к и от ДД.ММ.ГГГГ №-к, и также находился на полном государственном обеспечении.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 6.1. областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях).
Согласно ч. 3 и ч. 4 данной статьи, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.
Исходя из толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что законодатель связывает возникновение права на обеспечение жилым помещением со следующими юридически значимыми обстоятельствами: наличие статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из их числа и нуждаемость в жилом помещении (отсутствие закрепленного жилого помещения или утрата данного помещения по независящим от лица обстоятельствам).
Как следует из объяснений Б.Ю.Л., после окончания обучения она вселилась в закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, и затем выехала из него из-за невозможности проживания в одном жилом помещении с братом. То есть на момент окончания ею обучения и снятия с полного государственного обеспечения закрепленное за ней жилое помещение было сохранено и являлось пригодным для проживания.
Следовательно, законные основания для признания истца, относившегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении отсутствовали. В связи с этим, у ответчика не было обязанности принять Б.Ю.Л. на учет в целях обеспечения жилым помещением.
Как следует из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые помещения в <адрес> признаны непригодными для проживания, а дом аварийным и подлежащим сносу. При этом указано, что проведение капитального ремонта признано экономически нецелесообразным.
На основании распоряжения мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №р, на администрацию Исакогорского и Цигломенского территориальных округов возложена обязанность обеспечить жильцов <адрес>, не обеспеченных жилыми помещениями в <адрес>, жилыми помещениями маневренного фонда; совместно с отделом по учету и распределению жилой площади службы заместителя мэра города по городскому хозяйству предоставить жильцам данного дома, занимаемым жилые помещения по договорам социального найма, по мере поступления жилой площади жилые помещения по договорам социального найма.
На момент признания в установленном законом порядке жилого помещения, закрепленного за истцом, непригодным для постоянного проживания, Б.Ю.Л. было 19 полных лет.
О своем праве на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Б.Ю.Л. не заявляла, с соответствующим требованием к ответчику не обращалась.
Более того, как видно из пояснений представителя органа опеки и попечительства, за разъяснениями к ним истец также не обращался, о каком-либо содействии в защите своих прав и законных интересов не просил.
На момент обращения прокурора в защиту интересов Б.Ю.Л. в суд, она достигла возраста 23 лет, т.е., согласно ст. 1 Закона № 159-ФЗ, утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что на момент обращения к ответчику с требованием об обеспечении жилым помещением истец в силу возраста не относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у мэрии г. Архангельска не возникла обязанность по обеспечению его жилой площадью в соответствии с вышеизложенными нормами закона.
Вместе с тем, истец не лишен возможности требовать защиты своих жилищных прав путем предъявления самостоятельных требований о предоставлении жилого помещения в связи с непригодностью занимаемого по договору социального найма.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора Исакогорского района г. Архангельска, обратившегося в суд в интересах Б.Ю.Л., к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2010 года.