«07» октября 2010 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Долгобородовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Ю.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
К.Ю.А. обратился в суд в с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, мотивируя тем, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать К.Н.В. решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Решением Соломбальского исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ К.Ю.А. направлен в детский дом, за ним закреплено право на жилую площадь по <адрес> Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранено право на внеочередное получение жилья в Маймаксанском территориальном округе. В 2004 году, 2007 году он обращался в администрацию Маймаксанского округа по вопросу предоставления жилого помещения. После осмотра предложенного жилого помещения он от него отказался в связи с невозможностью проживания. В связи с чем, просит обязать ответчика предоставить ему жилое помещение благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Архангельска, общей площадью не менее 15,0 кв.м. за счет субвенций из Архангельского областного бюджета.
Истец К.Ю.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика мэрии г. Архангельска К.А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании право истца на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством не оспаривала.
Представитель органа опеки и попечительства мэрии г.Архангельска Г.О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица-Правительства Архангельской области, будучи надлежащим образом извещенный, в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Архангельской области.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, будучи надлежащим образом извещенный, в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено и никем не оспаривается, что К.Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей. Мать истца К.Н.В., являющаяся одинокой матерью, решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Решением исполнительного комитата Соломбальского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № К.Ю.А., 1983 года рождения, устроен в детский дом, за ним закреплено право на жилую площадь по <адрес>5.
Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетним К.Ю.А. закреплено право на внеочередное получение жилья в Маймаксанском территориальном округе г.Архангельска.
По сообщению администрации Маймаксанского территориального округа от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> снесен.
Как видно из имеющегося в материалах смотрового ордера от ДД.ММ.ГГГГ истцу был выдан смотровой ордер на осмотр жилой площади по адресу: <адрес>. Занять указанное жилое помещение истец не согласился, указав, что комната непригодна для проживания, полы проваливаются, дом ветхий.
Согласно справке администрации Маймаксанского территориального округа от ДД.ММ.ГГГГ № К.Ю.А. с 1999 года действительно состоит на учете в администрации Маймаксанского территориального округа в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ - №.
Таким образом, в настоящее время истец не имеет закрепленного жилого помещения для постоянного проживания. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области (ст. 45, 46).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены полномочиями по расчету субвенций, выделяемых на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей и несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных им средств.
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 5 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно п. 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).
Постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2).
Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (п. 4).
Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием «Город Архангельск» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (п. 8).
Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (п. 9).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (п. 10).
Согласно п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
В соответствие со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, истец, обладающая соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований К.Ю.А.
Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст.98 ГПК РФ с мэрии г. Архангельска в пользу К.Ю.А.. подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования К.Ю.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить К.Ю.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Взыскать с мэрии г.Архангельска в пользу К.Ю.А. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2010 года.