«21» октября 2010 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Ногих Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.С.Н. к мэрии города Архангельска, товариществу собственников жилья «Октябрьский округ» об обязании организовать проведение капитального ремонта свайного основания дома, помещения теплового узла,
УСТАНОВИЛ:
С.С.Н. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении выполнить капитальный ремонт свайного основания дома, помещения теплового узла, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что она является нанимателем <адрес> на условиях договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Наймодатель жилого помещения - мэрия г. Архангельска не производит капитальный ремонт общего имущества дома, в связи с чем свайное основание находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Учитывая изложенное, истец вынужден был обратиться в суд с данным иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено товарищество собственников жилья «Октябрьский округ».
Истец С.С.Н. в судебном заседании уточнила предмет заявленных требований и просила обязать мэрию г. Архангельска организовать работы по проведению капитального ремонта свайного основания и теплового узла (помещения и свайного основания) в <адрес>. Вместе с тем, пояснила, что требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере 10000 руб. не поддерживает и на его удовлетворении не настаивает. Кроме того, считала надлежащим ответчиком мэрию г. Архангельска и требования к товариществу собственников жилья «Октябрьский округ» не поддержала.
Представитель мэрии г. Архангельска К.Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, указав, что в настоящее время в доме создано ТСЖ «Октябрьский округ», на котором лежит обязанность обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Представитель ТСЖ «Октябрьский округ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя ТСЖ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Н.А.С. в суд не явилась. Извещена надлежащим образом.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, из содержания которого следует, что мэрия г. Архангельска наделена полномочиями собственника по содержанию муниципальных жилых помещений. В силу ст. 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что мэрией г. Архангельска, являющейся наймодателем, на основании договора социального найма № (номер лицевого счета) от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - <адрес> было передано во владение и пользование С.С.Н., являющейся нанимателем.
В соответствии со ст. 60 Жилищного Кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Исходя из толкования данных правовых норм в совокупности, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению капитального ремонта действующее законодательство возлагает на собственника жилого фонда, либо уполномоченное им лицо, которое является наймодателем.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией Архангельской области совместно с представителем ТСЖ «Октябрьский округ» было проведено обследование жилого <адрес>. В ходе обследования установлено, что <адрес> трехэтажный, рубленный из бревен, двухподъездный, 1933 года постройки. Год последнего капитального ремонта - 1979 год. В здании предусмотрены следующие виды благоустройства: центральное отопление от ТЭЦ, водопровод от городской магистрали, центральная канализация, электроплиты. По данным бюро технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ износ дома составил 39%, в том числе фундамент, внутренняя и наружная отделка, отопление, водопровод, канализация -35%, кровля, стены, перегородки, перекрытия - 45%, полы - 30%, проемы дверные и оконные, деревянные лестницы - 40%. Также при обследовании дома установлено, что деревянные сваи поражены гнилью, имеют искривления горизонтальных линий стен, осадку отдельных участков дома; неисправность цокольного перекрытия в районе квартиры №7 (имеет прогиб балок, трещины); неисправность деревянной обшивки цоколя отдельными местами; стены имеют неравномерную осадку, деформации, гниль, искривление горизонтальных линий, отклонение от вертикали; неисправность деревянной обшивки стен (имеет выпирание, искривление горизонтальных линий, гниль); неисправность пола в тамбуре в районе 2 подъезда (имеет уклон); пол в помещении теплового узла находится в исправном состоянии; инженерное оборудование (запорно-регулирующая арматура, трубопроводы) в тепловом узле дома находится в технически исправном, рабочем состоянии.
По результатам проведенной проверки вынесено следующее заключение. В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Более того, в данном заключении установлено, что конструктивные элементы: фундамент дома, цокольное перекрытие требуют капитального ремонта.
Доказательств, подтверждающих проведение каких-либо работ по капитальному ремонту свайного основания <адрес>, ответчиками суду представлено не было.
Согласно сообщению службы заместителя мэра города по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ заявки о выделении денежных средств на ремонт общего имущества данного дома от ТСЖ «Октябрьский округ» не поступало. В 2009, 2010 годах в план капитального ремонта многоквартирных домов данный дом не включен, средства городского бюджета на его ремонт не выделялись.
Кроме того, в материалах дела имеется акт обследования технического состояния жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что комиссия в составе ведущего специалиста службы по найму жилья МУ «ИРЦ» в присутствии представителя ТСЖ «Октябрьский округ». произвела осмотр жилого <адрес> обследовании дома установлено, что деревянные сваи поражены гнилью, имеют искривления горизонтальных линий стен, осадку отдельных участков дома; неисправность цокольного перекрытия в районе квартиры №7 (имеет прогиб балок, трещины); неисправность деревянной обшивки цоколя отдельными местами; стены имеют неравномерную осадку, искривление горизонтальных линий, деформации, отклонение от вертикали; неисправность деревянной обшивки стен (имеет выпучивание, искривление горизонтальных линий, гниль); пол в тамбуре 2 подъезда имеет уклон; инженерное оборудование и пол в помещении узла управления находятся в технически исправном состоянии.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что факт необходимости проведения капитального ремонта свайного основания <адрес> нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истцов в части возложения на ответчиков обязанности произвести капитальный ремонт помещения и свайного основания теплового узла.
Из имеющегося в материалах дела сообщения Государственной жилищной инспекции Архангельской области по факту проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра жилого дома, в котором проживает истец, следует, что пол в помещении теплового узла находится в исправном состоянии. Не содержится данных о наличии требующих устранения дефектов пола в тепловом узле данного дома в акте обследования технического состояния жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного со стороны истца С.С.Н. представлено не было и судом в процессе разбирательства не добыто.
Кроме того, не подтверждается материалами дела то обстоятельство, что тепловой узел имеет отдельное (обособленное) свайное основание, которое требует капитального ремонта. Следовательно, проведение ремонтных работ капитального характера свайного основания дома в целом, предполагает устранение недостатков части свайного основания, расположенной непосредственно под помещением теплового узла.
Вместе с тем, приходя к вышеизложенным выводам и определяя надлежащего ответчика по заявленным требованиям, суд учитывает следующее.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как видно из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ <адрес>», что подтверждается протоколом № общего собрания собственников помещений в домах ТСЖ «Октябрьский округ» и актом технического состояния дома и приема-передачи технической документации от 01 июня 208 года.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом согласно упомянутой норме права и положениям п. 21 Правил, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Таким образом, решение вопроса о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, о сроках его проведения, необходимом объеме работ, порядке его финансирования и т.д. должно приниматься на общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес>. При этом обязанность нести расходы по его проведению возлагается на собственников жилых помещений.
Из имеющегося в материалах дела сообщения МУ «ИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что из 679,7 кв.м. общей площади жилого <адрес>, 370,9 кв.м. или 54,6 % находится в собственности граждан. Обращений в МУ «ИРЦ» от граждан-собственников помещений доме по поводу проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о проведении ремонта свайного основания и теплового узла жилого <адрес> не поступало.
Обладая долей в размере 54,6% в праве собственности на общее имущество вышеуказанного многоквартирного дома, мэрия г. Архангельска, действующая в интересах нанимателей жилых помещений, также не инициировала проведение общего собрания для решения указанных вопросов о проведении капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд полагает, что мэрия г. Архангельска, являясь наймодателем жилого помещения, в котором проживает истец и как лицо, обязанное осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома в котором находится сданное в наём жилое помещение и обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязана организовать проведение капитального ремонта свайного основания жилого <адрес>.
Поскольку суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является мэрия г. Архангельска, а также принимая во внимание мнение истца, полагавшего необходимым удовлетворить иск за счет данного ответчика, суд полагает необходимым в иске к ТСЖ «Октябрьский округ» отказать.
Принимая во внимание, что в судебном заседании С.С.Н. не настаивала на удовлетоернии требований о компенсации морального вреда, суд считает возможным первоначально заявленные исковые требования в данной части оставить без удовлетворения.
В силу ст. 98 ГПК РФ с мэрии города Архангельска в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования С.С.Н. к мэрии города Архангельска об обязании организовать проведение капитального ремонта свайного основания <адрес> - удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Архангельска организовать работы по проведению капитального ремонта свайного основания в доме <адрес>
В удовлетворении исковых требований С.С.Н. к мэрии города Архангельска об обязании организовать проведение капитального ремонта помещения теплового узла в <адрес>, компенсации морального вреда - отказать.
В удовлетворении исковых требований С.С.Н. к товариществу собственников жилья «Октябрьский округ» об обязании организовать проведение капитального ремонта свайного основания <адрес> и помещения теплового узла, компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу С.С.Н. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2010 года.