Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления



09 ноября 2010 года Дело № 2-3507/2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ушаковой Л.В.,

при секретаре Смирновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению С.А.А. к Агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области о признании незаконным отказа Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить вне очереди сроком на пять лет договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м. для установки гаража инвалида,

УСТАНОВИЛ:

С.А.А. обратилась в суд с заявлением к Агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Агентство) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить вне очереди договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м. для установки гаража инвалида.

В обоснование требований указала, что обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для установки гаража, но ей в этом было отказано в связи с неутверждением мэрией г. Архангельска схемы расположения данного участка на кадастровой карте. Полагала, что ответчик не мотивировал должным образом причины отказа предоставления земельного участка, письма мэрии, на которое он ссылался, не приложил. Считала, что данный отказ нарушает ее право инвалида иметь место для гаража для технических средств вблизи места жительства. Кроме того, указала, что испрашиваемый участок с 1994 года был предоставлен ее матери, С.Л.Ф., как имеющей ребенка-инвалида детства, по договору аренды №(о) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно постановлению мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении временной установки гаража гр. С.Л.Ф.», плана земельного участка. Указала, что договор пролонгировался (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ по внесению изменений в договор аренды №(о) от ДД.ММ.ГГГГ), обязательства по указанному договору выполнялись, арендная плата за землю ежегодно на протяжении 16 лет вносилась арендодателю. Считала, что в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на предоставления земельного участка для гаража в первоочередном порядке. Просила признать отказ Агентства в предоставлении земельного участка незаконным, обязать Агентство заключить с ней вне очереди договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м. для установки гаража.

В судебном заседании С.А.А. и ее представитель П.АВ. исковые требования уточнили, просили признать отказ Агентства в предоставлении земельного участка незаконным, обязать Агентство заключить с С.А.А. вне очереди договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м. для установки гаража сроком на пять лет.

Представитель Агентства в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что запрашиваемый участок не имеет кадастрового номера, следовательно, Агентство не вправе заключить договор аренды земельного участка с С.А.А. Пояснил, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок предоставлен С.Л.Ф.

Надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания третье лицо мэрия г. Архангельска в судебное заседание своего представителя не направила.

Третье лицо С.Л.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит требования С.А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в силу ч. 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Средства передвижения в силу ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.10.2003) относились к техническим средствам реабилитации инвалидов, используемым для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний, а также социальных критериев.

Технические и иные средства реабилитации предоставлялись инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Установление перечня технических и иных средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами реабилитации отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были внесены изменения, в том числе в статью 11.1, где из перечня технических средств реабилитации инвалидов были исключены средства для передвижения инвалидов с 1 января 2005 г.

Таким образом, положение части 7 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» распространяется лишь на инвалидов, вставших до 1 января 2005 г. на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля, и положения части 7 статьи 15 данного Закона о предоставлении мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения инвалидам вне очереди вблизи места жительства применяются с учетом требований, установленных статьей 11.1 Федерального закона, для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Судом установлено, что С.А.А. автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование не предоставлялось.

Вместе с тем, в соответствии с положениями п. 2 ст. 22 Земельным кодексом РФ земельные участки, за исключением земельных участков изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным кодексом (на общих основаниях).

Судом установлено, что постановлением мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ С.Л.Ф., как имеющей ребенка инвалида детства С.А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., разрешена временная установка типового металлического гаража в Октябрьском территориальном округе по <адрес> сроком на пять лет с правом пролонгации при подтверждении соответствующих льгот. ДД.ММ.ГГГГ мэрией г. Архангельска С.Л.Ф. был предоставлен по договору аренды земельный участок площадью 30 кв.м. в Октябрьском территориальном округе по <адрес> для установки металлического гаража. В 1996 г. и 1999 г. сторонами были заключены дополнительные соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых срок действия договора пролонгирован до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в установленном гараже хранится автомобиль, принадлежащий семье С.А.А., а именно сестре С.А.А. С.А.А. Н.А. Данный автомобиль как пояснила истец С.А.А. используется для того, чтобы доставить ее к месту работы, на дачный участок и к объектам торговли, и иным объектам социальной инфраструктуры. До 2010 г. С.Л.Ф. уплачивала арендные платежи за пользование земельным участком, на основании выставленных счетов по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ С.А.А. обратилась в Агентство с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка для установки гаража для инвалида. К заявлению приложила копию кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ, постановление мэра г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения к данному договору, копии листов паспорта и копию справки об инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ Ответчик письмом № сообщил, что не имеет возможности продолжить работу по обращению С.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку уполномоченный орган местного самоуправления г. Архангельска отказывает в утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории; также ответчик указал на то, что для повторного рассмотрения данного вопроса С.А.А. необходимо предоставить справку о том, что она относится к категории инвалидов, которым положена выдача легкового автомобиля за счет средств бюджета в соответствии с медицинскими показаниями в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Согласно ст. 1 Закона Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ (в ред. от 23.09.2009) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Приложением к настоящему закону (Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска).

Согласно названному Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области (Агентство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, установленной постановлением Правительства Архангельской области, затем уполномоченный исполнительный орган направляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» (мэрия г. Архангельска в лице Департамента градостроительства) обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Агентство на основании заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для строительства и кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Судом установлено, что мэрия г. Архангельска в лице Департамента градостроительства отказала Агентству в утверждении схемы земельного участка, в связи с чем Агентство не могло принять решение о предоставлении земельного участка, не прошедшего кадастровый учет. С требованиями к мэрии г. Архангельска о понуждении ее выдать схему земельного участка, С.А.А. не обращалась.

Доводы С.А.А. о том, что Агентством нарушены сроки рассмотрения ее заявления, суд находит несостоятельными, поскольку схема земельного участка мэрией г. Архангельска в Агентство не направлена, то срок для принятия Агентством решения о предоставлении земельного участка последним не нарушен.

Суд приходит к выводу о том, что Агентство действовало в соответствии с положениями Закона Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ (в ред. от 23.09.2009) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска».

Кроме того, судом учитывается то обстоятельство, что в настоящее время земельный участок, на который претендует С.А.А., находится в пользовании на праве аренды по договору от 29.09.1994 у ее матери С.Л.Ф. Применительно к положениям п. 2. ст. 621 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, договор аренды от 29.09.1994 считается заключенным между сторонами на неопределенный срок на тех же условиях.

Учитывая то, что испрашиваемый земельный участок находится в пользовании С.Л.Ф. по договору аренды, он не может быть передан Агентством в аренду другому лицу.

Оснований признания отказа в предоставлении земельного участка неправомерным у суда не имеется.

Таким образом, требования С.А.А. к Агентству о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить вне очереди сроком на пять лет договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м. для установки гаража инвалида, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований С.А.А. к Агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области о признании незаконным отказа Агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить вне очереди сроком на пять лет договор аренды земельного участка площадью 30 кв.м. для установки гаража инвалида отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Л.В. Ушакова

Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2010 года.