Дело №2-839/2010 | 11 ноября 2010 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи: Роговой И. В.
при секретаре: Анисимовой О. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению П.Б.Я. об оспаривании решений филиала №3 Главного бюро медико-социальной эксперты по Архангельской области, Главного бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области, об отказе в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности,
установил:
П.Б.Я. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений филиала №3 Главного бюро медико-социальной эксперты по Архангельской области, Главного бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области, которыми ему отказано в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности. В обоснование иска указывает, что работал в должности <данные изъяты> Уволен с занимаемой должности в 1985 году по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РСФСР, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в ЛПС. Актом о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ, установлено получение П.Б.Я. профессионального заболевания: профессиональной двусторонней сенсоневральной тугоухости с умеренной степенью снижения слуха. В апреле 2009 года обратился в филиал №3 Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Архангельской области с заявлением об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, в связи с установленным у него профессиональным заболеванием. Однако, решением учреждения медико-социальной экспертизы по итогам освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности отказано. Решением филиала №3 Главного бюро МСЭ по Архангельской области, решение учреждения медико-социальной экспертизы первого звена подтверждено, жалоба П.Б.Я. оставлена без удовлетворения. П.Б.Я. считает принятые решения учреждений медико-социальной экспертизы незаконными в связи с отсутствием в решениях доводов отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, отсутствием ссылок на нормативно-правовые акты, без учета документальных подтверждений профессионального заболевания истца. Установление степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо заявителю для получения надбавки к пенсии, в соответствии с законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ. Истец просит признать недействительными решение от ДД.ММ.ГГГГ филиала № Главного бюро Медико-социальной экспертизы Архангельской области, решение от ДД.ММ.ГГГГ Главного бюро Медико-социальной экспертизы Архангельской области. Установить факт утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% бессрочно начиная с ДД.ММ.ГГГГ (за три года, предшествующих обращению в суд).
В судебном заседании П.Б.Я., его представитель С.Г.В. требования поддержали.
Представитель ответчика З.Л.А. с иском не согласилась, просит в его удовлетворении отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела не находит оснований к удовлетворению требований.
Материалами дела подтверждается, что П.Б.Я. работал в должности <данные изъяты>
Уволен с занимаемой должности в 1985 году по собственному желанию по ст. 31 КЗоТ РСФСР, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в ЛПС.
Актом о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным руководителем Роспотребнадзора по Архангельской области, установлено получение П.Б.Я. профессионального заболевания: <данные изъяты>.
П.Б.Я., ДД.ММ.ГГГГ на дату проведения расследования и установления факта профессионального заболевания не работал, находился на пенсии, при первичном освидетельствовании в 2006 году (13 апреля) признан инвалидом второй группы без указания срока переосвидетельствования. Причина инвалидности «общее заболевание», основной диагноз открытоугольная 2В (оперированная, компенсированная) глауком левого глаза, открытоугольная 4А (оперированная) глаукому правового глаза. Артифакия правого глаза, начальная старческая катаракта левого глаза.
В апреле 2009 года П.Б.Я. обратился в филиал №3 Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Архангельской области с заявлением об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, в связи с установленным у него профессиональным заболеванием.
П.Б.Я. освидетельствован филиалом №3 Главного бюро МСЭ Архангельской области в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, по результатам чего принято решение об отказе в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.
В порядке обжалования ДД.ММ.ГГГГ проведена медико-социальная экспертиза третьим составом Главного бюро МСЭ, экспертное решение от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным.
Истец указывает, что в связи с профессиональным заболеванием - профессиональной двусторонней сенсоневральной тугоухостью, с умеренной степенью снижения слуха, утратил профессиональную трудоспособность.
В силу ст. 3 Закона «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» профессиональная трудоспособность - способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Соответственно под степенью утраты профессиональной трудоспособности понимается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Таким образом, законодатель определяет профессиональную трудоспособность человека как способность к выполнению не любой работы, а именно работы определенной квалификации, объема и качества, а степень утраты профессиональной трудоспособности - как способность застрахованного осуществлять не любую трудовую деятельность, а только профессиональную деятельность, причем такую, которая имела место до наступления страхового случая.
Как указывалось судом, профессиональную деятельность, начиная с сентября 1985 года П.Б.Я. не осуществлял в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
В силу статьи третьей названного Федерального закона страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного, в том числе вследствие профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Из содержания приведенных выше положений следует, что профессиональное заболевание как правовое событие - это сочетание нескольких юридических фактов (юридический состав).
Профессиональное заболевание как правовое событие определяется следующим юридическим составом:
наступлением хронического заболевания, возникшего под воздействием вредного (вредных) производственного фактора (факторов), повлекшего временную (юридический факт) или стойкую утрату застрахованным лицом профессиональной трудоспособности.
Страховой случай - это правовое состояние (повреждение здоровья), занимающее самостоятельное место среди юридических фактов, которое является результатом правового события (профессионального заболевания), характеризующееся совокупностью юридических фактов и влекущее возникновение правоотношений по страхованию.
Поэтому профессиональное заболевание не будет являться страховым случаем (фактом повреждения здоровья), если хотя бы один из юридических фактов, его составляющих, не будет установлен.
Пунктом 12 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ16.10.2000 № 789 (с последующими изменениями и дополнениями) степень утраты его профессиональной трудоспособности, определяется исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 августа 2001 года N 2876, были утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Временные критерии).
В соответствии с пунктом 1 Временных критериев степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.
Согласно пункту 5 Временных критериев при определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда.
Иными словами степень утраты профессиональной трудоспособности представляет собой снижение возможности осуществлять работником, после установления профессионального заболевания, профессиональную деятельность того же содержания и в том же объеме, в процентном отношении к объему ранее осуществляемой (до установления профессионального заболевания) профессиональной деятельности.
По делу проведена судебная медико-социальная экспертиза. Согласно заключению Федерального государственного учреждения Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы Федерального Медико-биологического агентства №с филиал № Главного бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области на момент освидетельствования П.Б.Я. ДД.ММ.ГГГГ правомерно не установил пострадавшему степень утраты профессиональной трудоспособности, ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы правомерно не установил П.Б.Я. степень утраты профессиональной трудоспособности. У П.Б.Я. не имеется утраты профессиональной трудоспособности, так как при её определении учитывается профессиональный фактор. В частности, способность пострадавшего после возникновении профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до профессионального заболевания) в обычных производственных условиях, или специально созданных условиях, или иных условиях труда.
В соответствии со ст. 1 Закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (в редакции на день возникновения спорных правоотношения) члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы).
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией (ст. 3 Закона).
Право на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, не поставлено законом в зависимость от утраты профессиональной трудоспособности, степени утраты профессиональной трудоспособности.
Ссылки представителя истца на незаконность принятых учреждениями Медико-социальной экспертизы решений, в связи с отсутствием в решениях доводов отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, отсутствием ссылок на нормативно-правовые акты, без учета документальных подтверждений профессионального заболевания истца, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 13 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ16.10.2000 № 789 экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.
Данные освидетельствования пострадавшего и экспертное решение заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования пострадавшего, которые подписываются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы, специалистами, проводившими освидетельствование, заверяются печатью этого учреждения и со всеми медицинскими документами хранятся 10 лет в указанном учреждении.
Выписка из акта освидетельствования с указанием результатов освидетельствования была выдана на руки заявителю.
Учитывая, что сам факт установления профессионального заболевания, в данном случае не влечет каких-либо правовых последствий, не свидетельствует об утрате заявителем профессиональной трудоспособности, доказательств неправомерности оспариваемых решений Главного бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области в процессе судебного разбирательства не добыто, основания к удовлетворению иска отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
П.Б.Я. в удовлетворении требований об оспаривании решений филиала №3 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области, Главного бюро медико-социальной эксперты по Архангельской области, об отказе в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности - отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.
Судья: И. В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено судом 15 ноября 2010 года.
Судья: И. В. Рогова