Дело №2-4470/2010Именем Российской ФедерацииРешение | |
25 ноября 2010 года | город Архангельск |
Октябрьский районный Федеральный суд города Архангельска в составе :
Председательствующего Обориной В.М.
При секретаре Ногих Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.А.М. к мэрии города Архангельска о признании права на улучшение жилищных условий и понуждении к предоставлению жилого помещения
у с т а н о в и л :
В.А.М.обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о признании за ним права нуждающегося в улучшении жилищных условий и о понуждении предоставления ему жилого помещения.
В обоснование иска указал, что является ветераном, участником Великой Отечественной войны, проживает в двухкомнатной квартире по <адрес> общей площадью 49,8 кв.м. с внучкой и двумя правнучками.
Считает, что как ветеран имеет право на улучшение жилищных условий, т.к он имеет стесненность, проживая вчетвером в двухкомнатной квартире. Жилое помещение, которое он имеет, было получено в порядке обмена кооперативной квартиры, приобретенной им за счет собственных средств.
В судебном заседании истец заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.
Ответчик в лице представителя по доверенности Т.Н.А. в судебном заседании иск не признала, указав на отсутствие оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, т.к размер приходящейся на его долю составляет 12,45 кв.м, что более учетной нормы, установленной решением Архангельского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.
На основании положений ч.1 ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма производится из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 2 той же статьи жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а в силу ч.3 той же нормы они предоставляются иным определенным федеральным законом лицам.
На основании ст.13 ч.1 подп.3 и ст.14 Федерального Закона Российской Федерации №5 от 12 января 1995 года «О ветеранах» предусмотрено получение жилых помещений в качестве меры социальной поддержки для инвалидов войны.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с Положением об администрации территориального округа мэрии города Архангельска, утвержденного Постановлением мэра города Архангельска от 11.02 2010 года №66 администрация территориального округа является структурным подразделением мэрии города. В силу п.3.2. Положения администрация ведет учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждает решения комиссии по жилищным вопросам о постановке граждан на учет и предоставлении жилых помещений.
Основанием для постановки на учет является нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся, в том числе,собственники жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч.4 ст.50 ЖК РФ предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Под учетной нормой понимается минимальные размер жилой площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, на основании учетной нормы граждане признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. При этом установление конкретного размера учетной нормы Жилищный Кодекс Российской Федерации отнес к компетенции органов местного самоуправления.
На основании п.1 Решения Архангельского городского Совета «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» от 27 июля 2005 года № 23 учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Судом установлено,что истец является собственником квартиры по вышеуказанному адресу, квартира является двухкомнатной и состоит из общей площади 49,8 кв.м.
Вместе с истцом проживают в качестве членов его семьи Д.Л.А., 1977 года рождения и ее дети Д.В.Н., 2001 года, Д.О.Н.,1995 года рождения.
Согласно поквартирной карточки, технического паспорта и сведений, предоставленных в материалы дела общая площадь квартиры составляет -49,8 кв.м., таким образом на истца приходится (49,8 : 4) 12,45 кв.м,что более учетной нормы.
Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно части 2 статьи 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Истцу на его обращение было ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой об отсутствии у него нуждаемости ввиду превышения размера учетной нормы.
Таким образом, гражданин может претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма в случае, если он, во-первых, относится к определенной категории лиц, имеющих право на получение жилого помещения, во-вторых, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, и подтверждается имеющейся в деле поквартирной карточкой, что истец является собственником и имеет обеспеченность выше установленной учетной нормы, что свидетельствует о невозможности признать его нуждающимся в жилом помещении.
Ссылки истца на то обстоятельство, что он обеспечивал себя ранее жилым помещением за счет собственных средств правового значения не имеют.
Кроме того, согласно договора приватизации от 17 марта 1993 года следует, что жилое помещение ему было передано в собственность из состава муниципального жилищного фонда города Архангельска.
В связи с тем, что истец обеспечен жилым помещением, занимаемое им жилое помещение по общей площади превышает норму учета на одного человека, поэтому оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении и возложении обязанности на ответчика предоставить жилое помещение не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований В.А.М. к мэрии города Архангельска о признании права на улучшение жилищных условий и понуждении к предоставлении жилого помещения отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме - 26 ноября 2010 года.
Председательствующий В.М.Оборина
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2010года