о признании права на внеочередное получение жилого помещения



Дело № 2 - 2445/2010 02 ноября 2010 годаР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Поздеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Г.Р.А. к мэрии г. Архангельска о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения в г. Архангельске и понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в суд в интересах Г.Р.А. с иском к мэрии г. Архангельска о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения в г. Архангельске и понуждении принять на учет для внеочередного получения жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что Г.Р.А.. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по 1996 год она воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в государственных учреждениях для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Архангельском профессиональном училище - интернате по профессии «Портной легкой женской одежды». После окончания Архангельского профессионального училища - интерната в 1997 году осталась в Архангельске, временно проживая у знакомых или снимая квартиры, в настоящее время проживает по адресу: <адрес>. После окончания обучения жилым помещением ни по месту рождения, ни по месту проживания в г. Архангельске обеспечена не была, так как отсутствовала информация о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и закреплении за ней права на жилплощадь или на пригодное для проживания жилое помещение. Полагая свое право на обеспечение жилым помещением нарушенным, Г.Р.А. обратилась к прокурору с просьбой предъявить иск в её интересах.

Истец Г.Р.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска М.Е.П. исковые требования уточнила. Просила признать за Г.Р.А. право на внеочередное получение жилого помещения в г. Архангельске. Обязать мэрию г. Архангельска предоставить Г.Р.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Архангельска, общей площадью не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Представитель ответчика мэрии г. М.Ж.Е., действовавшая на основании доверенности, с предъявленными исковыми требованиями не согласилась, указав на то, что истец действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку жилое помещение за ней не закреплялось. Полагала, что действующее законодательство говорит о необходимости учета указанной категории лиц, а также о предоставлении жилого помещения по месту постановки на учет. Порядок ведения такого учета определен статьей 6.1 Областного Закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма». Согласно данной норме закона граждане, относящиеся к указанной категории, принимаются на учет по месту их рождения либо по месту первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Поскольку место рождения Г.Р.А. находится за пределами Архангельской области, она подлежит постановке на учет, а в - последствии и обеспечению жилым помещением по месту её первичного выявления. Материалами дела подтверждается, что истец была первично выявлена как лицо, оставшееся без попечения родителей, в Котласском районе Архангельской области.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства мэрии г. Архангельска Т.Ю.В., действовавшая на основании доверенности, с предъявленными исковыми требованиями не согласилась, указывая, что впервые в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, истец была выявлена в Котласском районе Архангельской области.

Представитель третьего лица Правительства Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица Муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица Муниципального образования «Котлас» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель третьего лица Муниципального образования «Котласский муниципальный район» судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

При этом в силу части 2 и части 3 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В силу статьи 8 вышеуказанного Федерального Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Толкование данной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что после окончания вышеперечисленных учреждений, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снимаются с полного государственного обеспечения, в связи с чем, им незамедлительно должно быть предоставлено жилое помещение, иное приведет для ранее перечисленной категории граждан к нарушению права на жилище, закрепленного в статье 40 Конституции РФ.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Г.Р.А.. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась в Сольвычегодском доме ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Нижнетоемском дошкольном детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Северодвинском дошкольном детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - в Шенкурской вспомогательной школе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Архангельском профессиональном училище - интернате по профессии «Портной легкой женской одежды». Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами: свидетельством о рождении В.Р.А., согласно которому она родилась ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака, согласно которому после заключения брака ей присвоена фамилия Г.Р.А., справками государственных учреждениях для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации г. Шенкурска от ДД.ММ.ГГГГ № за В.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>.

Постановлением Муниципального образования «Шенкурское» Шенкурского района Архангельской области администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № Постановление Главы администрации г. Шенкурска от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении права на жилую площадь за В.Р.А.» признано недействующим в виду непригодности для проживания закрепленного помещения (водогрейной комнаты в интернате Шенкурской коррекционной школы), а также согласно пункту 3 статьи 8 Федерального Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ.

После окончания Архангельского профессионального училища - интерната с 1997 года по настоящее время Г.Р.А.. фактически проживает в г. Архангельске. ДД.ММ.ГГГГ в Архангельском территориальном отделе управления ЗАГС администрации Архангельской области заключила брак с Г.А.Е. ДД.ММ.ГГГГ в г. Архангельске родила дочь - Г.К.А., а ДД.ММ.ГГГГ - сына Г.Д.А.

Согласно акту обследования жилищно - бытовых условий семьи от ДД.ММ.ГГГГ семья Г.А.Е. снимает две смежные комнаты в трехкомнатной <адрес>.

Таким образом, Г.Р.А., являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49 - 7- ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).

Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.

Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).

Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).

Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 2).

Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).

Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).

Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (пункт 8).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).

Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 6.1 Закона Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Жилое помещение детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Исходя из интересов детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет.

Согласно предоставленной Комитетом по образованию, опеке и попечительству администрации Муниципального образования «Котлас» информации от ДД.ММ.ГГГГ, на территории данного муниципального образования отсутствует подтверждение об определении в 1978 - 1995 годах В.Р.А. в государственные учреждения, о лишении родительских прав родителей В.Р.А., о закреплении за ней права пользования жилым помещением на территории Муниципального образования «Котлас».

Как следует из сообщения администрации Муниципального образования «Котласский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, В.Р.А. не выявлялась как оставшаяся без попечения родителей на территории Котласского района, сведения в первичном журнале учета о ней отсутствуют. По сведениям архивного отдела администрации Муниципального образования «Котласский район» В.Р.А. поступила в Сольвычегодский дом ребенка из Сольвычегодской больницы на основании путевки облздравотдела №, зарегистрирована в журнале учета движения детей за №. Основанием для помещения в учреждение было заявление о временном отказе от ребенка на один год её родителей В.Т.Д. и В.А.А., прибывших на территорию Котласского района из <данные изъяты>. За В.Р.А. на территории Котласского района право пользования жилым помещением не закреплялось, также Г.Р.А. не обращалась в орган опеки и попечительства администрации Муниципального образования «Котласский муниципальный район» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения.

В связи с чем, бездействие со стороны органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления по защите прав несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, привело к тому, что фактически в 1997 году после окончания пребывания в Архангельском профессиональном училище - интернате и вследствие признания непригодным для проживания закрепленного помещения в г. Шенкурске Г.Р.А. оказалась лишенной определенного места жительства.

При этом суд приходит к выводу, что возможность реализации права на получение меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, не может быть поставлена в зависимость от совершения органами опеки и попечительства и органами местного самоуправления необходимых действий по надлежащему оформлению обстоятельств его выявления и принятию на учет.

Таким образом и с учетом конкретных обстоятельств данного дела, суд полает возможным признать за Г.Р.А. право на внеочередное получение жилого помещения в г. Архангельске, являющемся местом выявления истца как лица, оставшегося без попечения родителей, после окончания образовательного учреждения, оставшегося проживать в нем до настоящего времени, создавшего свою семью и воспитывающего детей.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).

В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящегося в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в интересах Г.Р.А. к мэрии г. Архангельска о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения в г. Архангельске и понуждении к предоставлению жилого помещения - удовлетворить.

Признать за Г.Р.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Архангельске.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Г.Р.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 08 ноября 2010 года

Копия верна

Судья Н.С. Моисеенко