о предоставлении жилого помещения



Дело №2-4210/2010 16 ноября 2010 годаРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П,

при секретаре судебных заседаний Федотовой Е.В.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске гражданское дело по иску Л.Е.А., Л.А.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с указанным иском к ответчику

В обоснование заявленных требований указали, что относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом главы администрации Исакогорского территориального округа мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ они приняты на учет граждан, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истцы жильем по договору социального найма не обеспечены. Просят суд обязать ответчика предоставить им жилое помещение.

В судебном заседании истцы требования поддержали, каждый просят обязать мэрию города Архангельска предоставить по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах города Архангельска жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Представитель ответчика по доверенности Б.Е.М. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает, что за истцами закреплено право на жилое помещение, в котором в настоящее время проживает их отец, лишенный родительских прав, который может быть выселен из квартиры. Пояснила, что с учета нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке, истцы не снимались. Ответчик не поверял техническое состояние жилого помещения, в котором истцы имеют регистрацию по месту жительства. Считает, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на иск требования считает обоснованными.

В судебном заседании представитель по доверенности органа опеки и попечительства - департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска Д.О.В. требования поддержала по основаниям, указанным в отзыве. Указывает, что истцы имеют право на внеочередное обеспечение жильем.

С согласия участников судебного разбирательства дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имея возврат 24 года, относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей; Л.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ за истцами сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Приказом главы администрации Исакогорского территориального округа мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ истцы приняты на учет граждан, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истцы с указанного учета не сняты, являются нуждающимися в предоставлении жилья во внеочередном порядке.

К доводам отзыва ответчика о несогласии с иском суд относится критически. Материалами дела подтверждается фактическая невозможность проживания истцов в закрепленном за ними жилом помещении, а равно то, что ранее право истцов на внеочередное обеспечение жильем ответчиком не оспаривалось. При постановке истцов на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, ответчик располагал данными о наличии закрепленного за истцами жилья, возможности проживания в котором не имелось.

Доводы ответчика о том, что истец Л.А.А. в настоящее время имеет возврат 24 года, что исключает возможность обеспечения ее жильем, суд считает необоснованными. Право данного истца как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем возникло ранее достижения указанного возврата, ранее истец жильем обеспечен не был. Таким образом, в защите данного права не может быть отказано по основаниям, которые указываются ответчиком в данной части, законом этого не предусмотрено.

Иных возражений на иск ответчиком не указано.

В настоящее время истцы не имеют закрепленного жилого помещения. Указанное обстоятельство по делу не оспаривается.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 г. №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» (в ред. закона Архангельской области от 23.09.2009 г. №64-5-ОЗ) органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии со статьями 45, 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. №84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области.

Согласно статье 49 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. №84-5-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, областным законом «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Архангельской области.

Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010 г. №1-пп.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010 г. №1-пп постановлением мэра г. Архангельска от 25.01.2010 г. №28 утверждено Положение об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (Положение).

В соответствии с пунктами 2-4 указанного Положения финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск».

Субвенции направляются на финансовое обеспечение расходов, связанных с приобретением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета.

Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу части 5 статьи 57 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. №316-ФЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании решения Архангельского городского Совета от 27.07.2005 г. №23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений утвержден Постановлением мэра г. Архангельска от 07.04.2008 г. №142 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», которое разработано в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом от 05.07.2001 г. №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку истцы являются нуждающимися в жилых помещениях, в настоящее время в установленном порядке ими для постоянного проживания не обеспечены, то исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу приведенных положений законодательства обязанность по предоставлению истцам жилых помещений в данном случае возлагается на мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, которые зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

При разрешении спора суд учитывает, что право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу каждого из истцов подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 100 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Л.Е.А., Л.А.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Л.Е.А., 24 мая 1990 года рождения, по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах города Архангельска жилое помещение общей площадью не менее 15 (пятнадцати) квадратных метров, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить Л.А.А., 25 июля 1986 года рождения, по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах города Архангельска жилое помещение общей площадью не менее 15 (пятнадцати) квадратных метров, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Л.Е.А. 100 (сто) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Л.А.А. 100 (сто) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Парфенов А.П.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года.