о предоставлении жилого помещения



Дело №2-4292/2010 10 ноября 2010 годаРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П,

при секретаре судебных заседаний Федотовой Е.В.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в городе Архангельске гражданское дело по иску П.О.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

П.О.А. обратилась в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что жилое помещение по адресу: <адрес>, комнаты №, 16, в котором она зарегистрирована по месту жительства, признано непригодным для проживания, она поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения. В настоящее время истец жильем по договору социального найма не обеспечена. Указывает, что имеет право на предоставление жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Просит суд обязать ответчика предоставить ей по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее установленным требованиям, расположенное в черте города Архангельска жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров.

Истец, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности К.Л.П. в судебном заседании исковые требования по существу не оспаривала.

Представитель третьего лица - Правительства Архангельской области, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленных письменных объяснениях по иску правомерность требований по существу не оспаривает, указывая, что решение о предоставлении жилого помещения за счет средств субвенций из областного бюджета конкретному лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и состоящих на учете, принимается администрацией муниципального образования без участия субъекта РФ - Архангельской области. Правительство Архангельской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц. Право истца на предоставление в соответствии с действующим законодательством жилого помещения не оспаривает.

С согласия представителя ответчика дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение, в котором ранее проживала истец, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.

Истец состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке, жильем для постоянного проживания не обеспечена.

Указанные обстоятельства, а также факт нуждаемости истца в жилом помещении по делу не оспариваются.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 г. №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» (в ред. закона Архангельской области от 23.09.2009 г. №64-5-ОЗ) органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В соответствии со статьями 45, 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. №84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Архангельской области.

Согласно статье 49 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. №84-5-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, областным законом «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Архангельской области.

Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010 г. №1-пп.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010 г. №1-пп постановлением мэра г. Архангельска от 25.01.2010 г. №28 утверждено Положение об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (Положение).

В соответствии с пунктами 2-4 указанного Положения финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск».

Субвенции направляются на финансовое обеспечение расходов, связанных с приобретением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета.

Согласно части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу части 5 статьи 57 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. №316-ФЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании решения Архангельского городского Совета от 27.07.2005 г. №23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений утвержден Постановлением мэра г. Архангельска от 07.04.2008 г. №142 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», которое разработано в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Областным законом от 05.07.2001 г. №49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку истец, как обладающий соответствующим статусом, является нуждающимся в жилом помещении, в настоящее время в установленном порядке им для постоянного проживания не обеспечен, то исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу приведенных положений законодательства обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае возлагается на мэрию г. Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, которые зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

При разрешении спора суд учитывает, что право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в возврат в сумме 200 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск П.О.А. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска предоставить П.О.А. по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах города Архангельска жилое помещение общей площадью не менее 15 (пятнадцати) квадратных метров, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу П.О.А. 200 (двести) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Парфенов А.П.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2010 года.