Дело №2-4517/2010 | 08 декабря 2010 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи: Роговой И. В.
при секретаре: Анисимовой О. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Ш.Н.И. об оспаривании действий государственного учреждения здравоохранения «Архангельский областной психоневрологический диспансер», возложении обязанности выдать медицинскую документацию,
установил:
Ш.Н.И. обратилась в суд с иском к ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер» об оспаривании действий, возложении обязанности выдать медицинскую документацию. В обоснование иска указала, что в сентябре 2010 года обратилась к ответчику с заявлением в котором просила предоставить копию амбулаторной карты умершей матери В.Л.А., с целью проведения исследования причины смерти в судебно-медицинском учреждении. В выдаче медицинской документации, Ш.Н.И. отказано. Считая, что действиями ответчика нарушено её право на предоставление информации, проведение независимой экспертизы в рамках уголовного дела, Ш.Н.И. просит обязать ответчика выдать амбулаторную медицинскую карту В.Л.А.
В судебном заседании Ш.Н.И., её представитель О.В.А. требования поддержали, уточнив требования и просят возложить на ответчика обязанность выдать копию амбулаторной карты В.Л.А.
ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер» о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. С учетом мнения истца, её представителя, по определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Ш.Н.И. признана потерпевшей в рамках производства по уголовному делу по факту убийства В.Л.А., матери Ш.Н.И.
ДД.ММ.ГГГГ Ш.Н.И. обратилась в ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер» с заявлением о предоставлении копии амбулаторной карты умершей матери В.Л.А., с целью проведения исследования причин смерти в судебно-медицинском учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер» уведомило заявителя о невозможности предоставления медицинской документации.
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях, защите информации» от 27.07.2006 года №149-ФЗ, под информацией следует понимать - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 8 Закона).
При этом, к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9).
Суд признает несостоятельными доводы истца о том, что в силу положений ст. 31 и 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан, Ш.Н.И. имеет право на получение амбулаторной карта В.Л.А., для проведения независимой экспертизы, в связи со следующим.
Согласно ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Вместе с тем, испрашиваемая заявителем копия амбулаторной карты В.Л.А., к информации о состоянии здоровья Ш.Н.А., которая подлежит предоставлению в силу вышеприведенной нормы закона, не относится.
Кроме того, законодательно установлено ограничение на доступ к информации, об истребовании которой заявлены требования.
В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть гарантирована конфиденциальность передаваемых им сведений.
Как следует из ч. 3 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается, в частности, по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (п. 3 ч. 4 ст. 61 Основ).
В силу положений ст. 8 и 9 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" при реализации гражданином своих прав и свобод требования предоставления сведений о состоянии его психического здоровья либо обследования его врачом-психиатром допускаются лишь в случаях, установленных законами Российской Федерации.
Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом. Для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи.
Смерть пациента не освобождает психиатра от обязанности сохранения врачебной тайны (Кодекс профессиональной этики психиатра). Психиатр вправе сообщать третьим лицам сведения, составляющие врачебную тайну, независимо от согласия пациента или его законного представителя только в случаях, предусмотренных законом, и в случаях, когда у психиатра нет иной возможности предотвратить причинение серьезного ущерба самому пациенту или окружающим. При этом психиатру следует, по возможности, ставить пациента в известность о неизбежности раскрытия информации.
Таким образом, сведения, содержащиеся в амбулаторной карте В.Л.А., находящейся у ответчика, составляют врачебную тайну, разглашение которой не допускается законом, предоставление такой информации может быть произведено только на основании дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.
Законным представителем В.Л.А., Ш.Н.А. не является. Факт признания её потерпевшей в рамках уголовного производства, права на предоставление медицинской документации не порождает.
Как следует из пояснений истца, амбулаторная медицинская карта (её копия) необходима ей для проведения медицинской экспертизы как доказательства по уголовному делу. Однако, действия по представлению (истребованию) доказательств по делу могут быть совершены в рамках реализации процессуальных правомочий при рассмотрении уголовного дела.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
Ш.Н.И. в удовлетворении иска об оспаривании действий государственного учреждения здравоохранения «Архангельский областной психоневрологический диспансер», возложении обязанности выдать медицинскую документацию, отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.
Судья: /подпись/ И. В.. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено судом 13 декабря 2010 года.
Судья: /подпись/ И. В. Рогова