О включении в список на получение ГЖС



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-4513/2010 09 декабря 2010 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Быковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.Е. к Министерству строительства Архангельской области, Муниципальному образованию «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году,

установил:

К.А.Е. обратился в суд с иском к Министерству строительства Архангельской области, Муниципальному образованию «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ года был поставлен в очередь в администрации МО «Мезенский район» на получение государственного жилищного сертификата в рамках проведения мероприятий по переселению граждан из районов Крайнего Севера. Впоследствии по неизвестной ему причине был снят с указанной очереди и только по представлению прокурора Мезенского района был восстановлен в указанной очереди с первоначальной даты обращения. Постановление главы МО о восстановлении его в списках было издано лишь ДД.ММ.ГГГГ и только после этого сведения были переданы в Министерство строительства Архангельской области. Но, поскольку сводный список граждан указанной программы на ДД.ММ.ГГГГ год по области был уже сформирован, Министерство строительства Архангельской области не включило его в указанный список с первоначальной даты обращения.

В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания не явился. Его представитель К.Т.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Министерства строительства Архангельской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Участвуя в судебных заседаниях ранее, представитель Министерства строительства Архангельской области Б.А.В. с исковыми требованиями не согласилась, поскольку включение граждан - участников указанной программы в сводный список после его утверждения не допускается.

Представитель администрации Муниципального образования «Мезенский район», также надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ К.А.Е. обратился с заявлением на имя главы администрации Мезенского района о включении его в очередь на переселение из районов Крайнего Севера с составом семьи три человека, включая его самого, дочь К.Т.А. и внучку К.Е.Н. (л.д.9).

Согласно выписке из книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по МО «Мезенский район», заявление К.А.Е. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под № № (л.д.34-35).

Впоследствии администрацией МО «Мезенский район» К.А.Е. был снят с указанной очереди. При этом, какого-либо решения, оформленного в письменном виде, не выносилось и в адрес К.А.Е. такого решения не направлялось.

ДД.ММ.ГГГГ К.А.Е. вновь обратился в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о включении его и его семьи в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д.20).

По указанному заявлению в администрации МО «Мезенский район» было заведено учетное дело и К.А.Е. включен в список граждан на получение государственного жилищного сертификата под № №

ДД.ММ.ГГГГ К.Е.А. обратился на имя главы администрации МО «Мезенский район» с заявлением о включении его в указанные списки в категории «инвалиды» в связи с получением им справки об инвалидности первой группы (л.д.21,25).

Согласно выписке из списка граждан - получателей жилищных субсидий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по МО «Мезенский район» по финансированию на ДД.ММ.ГГГГ год семья К.А.Е. в категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» категории «инвалиды» значится под № № с указанием даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29).

Согласно же выписке из сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по Архангельской области категории «инвалиды» К.А.Е. значится под № № (л.д.30).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «Мезенский район» и.о. прокурора Мезенского района было внесено представление о принятии в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ решения в виде постановления о восстановлении К.А.Е. и членов его семьи в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в списке граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с даты первоначального обращения с заявлением и постановки на учет; а также направлении данной информации в Министерство строительства Архангельской области для включения К.А.Е. в сводный список граждан - получателей сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д.62-66).

Постановлением администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ № К.А.Е. и члены его семьи были восстановлены в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в списке граждан, изъявивших желание получить сертификат, с даты первоначального обращения с заявлением и постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67).

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ принятое постановление было направлено в адрес Министерства строительства Архангельской области для внесения изменений в списки граждан на ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.70).

Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства Архангельской области сообщило в адрес администрации МО «Мезенский район», что внесение изменений в утвержденные сводные списки законодательством не предусмотрено (л.д.6-7).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ст. 37 ч. 3; ст. 40; ст. 27 ч. 1; ст. 35 ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Администрация МО «Мезенский район», указывая в обоснование снятия К.А.Е. с очереди на переселение из районов Крайнего Севера, указала, что К.А.Е. в силу положений Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Положение) не были представлены в 2004 году необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата.

Между тем, указанный Федеральный закон и утвержденное Правительством РФ «Положение…» предусматривают порядок регистрации и учета гражданРоссийской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, тогда как истец К.А.Е. состоял на таком учете с 1996 года, указанной социальной выплаты не получил, а потому повторной регистрации ему не требовалось.

Кроме того, статья под названием «О перерегистрации лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера» в газете «Север» от 23 апреля 2004 года, которой якобы граждане - участники данной программы были проинформированы о необходимости представления документов и соответствующей перерегистрации, не свидетельствует о необходимости безусловного предоставления таких документов. В указанной статье было лишь указано на то, что администрация МО «Мезенский район» просит граждан, состоящих в очереди на переселение, предоставить в отдел архитектуры и строительства необходимые документы для приведения списка указанных граждан в порядок и их перерегистрации. При этом, сам Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» никакой перерегистрации не требовал.

И, соответственно, К.А.Е., не получивший, на момент вступления указанного Федерального закона в силу, социальных выплат для приобретения жилья, никаких дополнительных документов представлять был не должен.

Администрация МО «Мезенский район» вправе была лишь изменить основание предоставления К.А.Е. социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, не изменяя при этом дату постановки на учет, когда К.А.Е. обратился с заявлением о постановке его в указанную очередь в категорию «инвалиды», поскольку согласно п. 20 «Положения…» в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается, как это сказано в ст. 10 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правительством Российской Федерации.

В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы (далее по тексту - Правила), право на участие в которой имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 26 Правил) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).

При этом, то обстоятельство, что постановление администрации МО «Мезенский район» о восстановлении К.А.Е. в списках с даты первоначального обращения было принято лишь ДД.ММ.ГГГГ, не может и не должно нарушать конституционные права истца на получение жилищной субсидии.

Указанный список граждан, сформированный органом местного самоуправления, должен был быть изменен и мог быть изменен до формирования органом исполнительной власти субъекта РФ сводного списка.

Ссылка представителя Министерства строительства Архангельской области о том, что включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается, в данном случае не применима.

Пункт 26 Правил, на который ссылается представитель Министерства строительства Архангельской области, предусматривает лишь, что не допустимо включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения. При этом, данная норма не запрещает вносить изменения (в том числе основания для постановки на учет, дату постановки на учет) в сформированный сводный список в отношении уже включенных в него граждан - участников подпрограммы.

То обстоятельство, что в постановлении администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ, которым К.А.Е. был восстановлен в указанной очереди с даты первоначального обращения, в п. 3 было указано о направлении этого постановления в Министерство строительства Архангельской области для включения его в список граждан - получателей сертификатов в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда как формировался список на ДД.ММ.ГГГГ год, также не может свидетельствовать о законности действий Министерства строительства Архангельской области.

Как было указано в отзыве на исковое заявление Министерства строительства Архангельской области (л.д.48) жилищные сертификаты гражданам - участникам программы, состоящим в списках на ДД.ММ.ГГГГ год, были выданы в период ДД.ММ.ГГГГ года.

А поскольку на момент восстановления К.А.Е. в списках с первоначальной даты обращения, формировался список граждан - участников программы на ДД.ММ.ГГГГ год, то это список и должен был быть уточнен с учетом измененной даты постановки на учет К.А.Е.

Кроме того, п. 26 Правил предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, до 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Постановление администрации МО «Мезенский район» было издано ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день направлено в Министерство строительства Архангельской области, и именно последний, с учетом измененных данных о постановке на учет К.А.Е., должен был уточнить указанный список, не включая в него дополнительного участника, и направить уточненный список государственному заказчику.

То, что сводный список органом исполнительной власти был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, также не свидетельствует о законности действий Министерства строительства Архангельской области и невозможности уточнения указанного списка в отношении уже включенного в такой список К.А.Е.

При таких обстоятельствах, учитывая, что администрацией МО «Мезенский район» К.А.Е. был восстановлен в очереди на получение государственного жилищного сертификата с даты первоначального обращения, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца этим ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований К.А.Е. к МО «Мезенский район».

При этом, учитывая, что действиями второго ответчика Министерства строительства Архангельской области права и законные интересы истца нарушены, требования К.А.Е. о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования К.А.Е. к Министерству строительства Архангельской области, Муниципальному образованию «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году - удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства Архангельской области включить К.А.Е. с составом семьи три человека, включая К.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственные обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по Архангельской области федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» категория «инвалиды» с даты первоначального обращения с заявлением и постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований К.А.Е. кМуниципальному образованию «Мезенский район» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2010 года.

Председательствующий Е.В. Акишина