о взыскании задолженности по пенсии



Дело № 2-3589/2010 г.Именем Российской ФедерацииРешение«9» декабря 2010 года город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Пыжовой И.А.,

при секретаре Москвиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску М.М.А. к Управлению внутренних дел по Архангельской области о взыскании задолженности по пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по пенсии, мотивируя тем, что он с мая 1944года по декабрь 1945год проходил военную службу в 363 стрелковом полку, входившем в состав действующей армии. Однако ни в период службы в органах внутренних дел, ни при увольнении со службы в 1980году ответчиком удостоверение участника ВОВ ему не было выдано, что лишило его права получить с 1991года в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» доплату к пенсии в размере 100%. Также указал, что пенсию по линии МВД получал до апреля 2010года. Удостоверение участника ВОВ на основании п.п. «а» п.п.1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» ему было выдано Военным комиссариатам Архангельской области лишь ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с ответчика задолженность по пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 340 825руб.93коп.

Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Г.РМ. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что в 2010году из средств массовой информации, интернета стало известно, что 363 стрелковый полк в котором служил истец в годы Великой Отечественной войны, входил в состав действующей армии. Ранее истец обращался в устной форме к ответчику с просьбой выдать удостоверение участника ВОВ, однако ему сказали, что оснований не имеется. В 2004году ему было выдано удостоверение ветерана ВОВ на основании п.п. «з» п.п. 1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», подтверждающее право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона. Доплату, предусмотренную для данной категории лиц, истец получал с 1991года в полном объеме. Однако размер доплат, а также объем льгот предусмотренный для участников ВОВ, проходивших службу в составе действующей армии, значительно больше.Полагает, что документом подтверждающим службу истца в годы ВОВ в составе действующей армии является военный билет, копия которого была в личном деле истца. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика П.АС. с иском не согласился. Пояснил, что запись в военном билете истца не содержит необходимых данных, подтверждающих службу истца в годы ВОВ в составе действующей армии. В личном деле, пенсионном деле истца нет ни одного документа, свидетельствующего об этом. Кроме того, сам истец ни в автобиографии, ни в анкете никогда не указывал, что он проходил службу в годы войны в составе действующей армии, принимал участие в боевых действиях. От истца никогда не поступало заявлений о том, чтобы данная информация была проверена, равно как и не было обращений о выдаче удостоверений участника ВОВ по заявленному истцу основанию. Вместе с тем запись в военном билет о прохождении службы в годы войны (1944-1945), а также сведения о награждении истца медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» позволяла выдать истцу удостоверение в соответствии с п.п. «з» п.п. 1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах». Считает, что поскольку истец с заявлением о выдаче удостоверения участника ВОВ на основании п.п.»а» п.п.1 п.1 ст.2 ФЗ «О Ветеранах» в кадровые подразделения, пенсионные органы УВД никогда не обращался, в личном, пенсионных делах истца отсутствуют документы, на основании которых могло быть выдано данное удостоверение, то вины пенсионного органа не имеется. В связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.

Представитель Военного комиссариата Архангельской области Н.А.И считает, что иск является необоснованным. Также полагает, что истцом не доказан факт обращения к ответчику с просьбой выдать удостоверение. В военный комиссариат истец обратился лишь в апреле 2010года. Проверив сведения указанные в военном билете, а именно установив, что в соответствии с Перечнем Генерального штаба Вооруженных сил СССР №5 (стр.56) 363 стрелковый полк был в составе 114 стрелковой дивизии, которая входила в состав действующей армии с 05.10.1941г по 09.05.1945г., истцу было выдано удостоверение участника ВОВ на основании п.п. «а» п.п.1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах». Ранее истец не обращался в военный комиссариат с заявлением о выдаче удостоверения. Также указал, что запись относительно 114 стрелковой дивизии сделана в военном билете истца карандашом справочно в период проверки сведений содержащихся в военном билете.

Представители третьих лиц Министерства обороны РФ, ГУ МЧС России по АО в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В письменном отзыве ГУ МЧС России по АО сообщили, что истец проходил службу в военизированной пожарной части с 1951г по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен приказом пожарной охраны УВД АО. В соответствии с указом Президента РФ от 09.11.2002г. №1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ с 01.01.2002г было преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с чем все архивные документы по сотрудникам, уволенным из пожарной охраны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переданы на хранение в архив УВД по АО. Документы относительно сотрудника пожарной части М.М.А. в архиве ГУ МЧС России по АО отсутствуют. Просят рассмотреть дело без их участия.

Заслушав участников процесса, оценив собранные по делу и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Реализуя указанные конституционные положения, Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе участников Великой Отечественной войны.

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в военизированной пожарной части МВД (УВД) гор.Архангельска.

По заявлению истца с ДД.ММ.ГГГГ по линии МВД ему назначена пенсия за выслугу лет. Выплата пении по линии МВД прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом на получение пенсии по линии ПФ РФ.

Также установлено, что в 2004году заявителю выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период), подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные статьей 17 ФЗ «О Ветеранах».

По заявлению истца, в апреле 2010года Военным комиссариатом АО истцу было выдано удостоверение участника ВОВ, на основании п.п. «а» п.п. 1 п.1 ст.2 Закона «О Ветеранах» удостоверяющее право на получение льгот, установленных ст.15 ФЗ «О Ветеранах».

Вместе с тем, истец полагает, что указанное удостоверение ему должно быть выдано ответчиком еще в период службы в 1979году, на основании записи содержащейся в военном билете о прохождении им службы в 363 стрелковом полку в период с мая 1944года по декабрь 1945год.

Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что оснований для перерасчета пенсии по заявленным истцом основаниям не имеется в силу следующего.

На момент увольнения истца со службы, а также в последующие периоды порядок назначения, исчисления пенсии сотрудников органов внутренних дел регулировался Постановлением Совмина СССР от 17.02.1960 № 168 "О пенсиях и пособиях лицам начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел и их семьям" (далее по тексту Постановление № 168), Постановлением Совмина СССР от 30.05.1985 N 493 "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей" (Утратил силу с 1 января 1991 года), Приказом МВД СССР от 14.06.1985 N 120 "О пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов МВД СССР и их семей", частично с октября 1990 года Законом СССР от 28.04.1990г «О пенсионном обеспечении военнослужащих», с 01.02.1993года Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и другими нормативными актами.

В частности в спорный расчетный период заявленный истцом (с 01.01.1991года по 01.12.2009г) пенсии и надбавки к пенсиям сотрудников органов внутренних дел, являющихся участниками ВОВ, исчислялись следующим образом: с октября 1990года в соответствии с Законом СССР от 28.04.1990г «О пенсионном обеспечении военнослужащих», статьей 17 которого было предусмотрено увеличение пенсий за выслугу лет участникам войны на 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

С 01.02.1993года пенсионное обеспечение сотрудников внутренних дел, в том числе в части порядка исчисления пенсии и доплат к ней регулируется Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии п. «г» ст. 45 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 03.12.2007 N 319-ФЗ) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;

В ранее действующей редакции пунктом «г» ст.45 Закона было предусмотрено повышение пенсии за выслугу лет участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Также в спорный период времени были предусмотрены доплаты в соответствии с Указом Президента от 30.03.2005г №363. "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Кроме того, по общему правилу, пенсии по линии МВД назначались пенсионными отделами на основании документов, представленных кадровыми подразделениями по последнему месту службы.

Что касается порядка исчисления выслуги лет, в том числе льготного исчисления выслуги лет, то на момент увольнения истца действовал Постановление Совмина СССР от 17.02.1960 № 168, подпунктом «б» п.4которого предписывалось - пенсии за выслугу лет назначать лицам начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел, имеющим не менее 25 лет выслуги.

При исчислении срока выслуги, указанной в пункте 3, засчитывать: один месяц службы за три месяца - в войсковых частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии.

Постановлением Совмина СССР от 15.12.1990 N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" также было установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за три месяца: в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий; (п.п. б п.2).

В соответствии с п.п. «б» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за три месяца: в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий.

Анализ действующих в спорный период нормативных актов, регулирующих порядок исчисления выслуги лет сотрудников органов внутренних дел, позволяет сделать вывод о том, что служба в годы ВОВ в составе действующей армии исчислялась на льготных условиях, а именно один месяц службы за три, тогда как служба в годы ВОВ в частях, не входивших в состав действующей армии, подлежала зачету в общем порядке, то есть 1:1.

Из материалов личного дела истца, а именно расчета выслуги лет на пенсию следует, что при исчислении истцу выслуги лет за период 1944-1945гг применен коэффициент 1. С расчетом выслуги лет истец при увольнении был ознакомлен, что подтверждается его личной подписью. Последующие перерасчеты пенсии, произведенные пенсионным органом УВД, в связи с изменениями в законодательстве, также свидетельствуют о том, что исчисление выслуги лет истцу за период службы 1944-1945гг произведен исходя из коэффициента 1. Указанные обстоятельства, подтверждаются пояснениями специалиста П.Е.В., являющейся старшим инспектором Центра пенсионного обслуживания при УВД по АО, пояснившей, что исчисление пенсии по выслуге лет производится на основании данных о выслуге лет предоставленных кадровыми подразделениями по последнему месту службы. Истцу действительно годы службы за период 1944-1945гг не были зачтены в льготном исчислении, так как сведения о том, что истец проходил службу в годы ВОВ в составе действующей армии в личном деле истца отсутствовали, в связи с чем не было указаний о применении иного коэффициента. В пенсионный отдел истец никогда не обращался. Ни одно заявление участника ВОВ без внимания не остается.

Что касается порядка выдачи удостоверений участников ВОВ, то в спорный период он регулировался следующими нормативными актами.

Постановлением Госкомтруда СССР от 14.12.1978 N 367 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907" и единой формы временного удостоверения участника войны" (вместе с разъяснением Госкомтруда СССР от 14.12.1978 N 8) утверждены разъяснение "О порядке применения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907"; единая форма временного удостоверения участника войны.

Пунктом 7 Разъяснения от 14 декабря 1978 г. N 8 предусмотрено, что удостоверения участника войны выдаются органами Министерства обороны или соответственно органами Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР на основании и в порядке, определяемом этими министерствами и Комитетом.

Приказом Министерства Внутренних дел СССР №352 от 28.12.1978г. утверждена инструкция о порядке выдачи удостоверения участника войны, в соответствии с п.1, 2, 3 которой, - удостоверение участника войны является документом, подтверждающим право на установленные льготы. До введения удостоверения единой формы всем участникам Великой Отечественной войны должно быть выдано временное удостоверение.(п.1).

Право на получение удостоверения по линии МВД СССР имеют лица начальствующего (офицерского) и рядового состава органов внутренних дел, офицеры, прапорщики и военнослужащие сверхсрочной службы войск МВД СССР, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн… (п.2).

Основанием для выдачи удостоверений являются документы, содержащиеся в личном или пенсионных делах; справки государственных архивов, а также архивов пограничных и внутренних войск, органов госбезопасности и внутренних дел; справки военно-лечебных учреждений о ранениях или заболеваниях, полученных на фронте; справки штабов партизанского движения периода Великой Отечественной войны, а также другие документы, подтверждающие фактическое участие в боевых операциях по защите СССР.(п.3).

Пунктом 5 данной Инструкции установлено, что удостоверения вручаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц рядового и начальствующего состава органов МВД СССР, состоящих на службе, - аппаратами кадров по месту службы.

Далее, Постановлением Госкомтруда СССР от 08.10.1979 N 422 была утверждена единая форма удостоверения участника войны.

Подпунктом «г» п.4 Инструкции по применению Положения о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей, утвержденной Приказом МВД СССР от 14.06.1985 N 120 "О пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов МВД СССР и их семей" установлено, что основными задачами ФПО МВД, УВД в работе по пенсионному обеспечению являются, в том числе выдача инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним инвалидам, участникам войны и другим пенсионерам соответствующих документов о праве на льготы, установленные законодательством.

С принятием Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").

Так, в силу ст.2 ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР (п.п. «а» п.п. 1 п.1 ст.2 Закона).;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;(п.п. «з» п.п. 1 п. 1 ст.2 Закона).

Меры социальной защиты для вышеуказанной категории участников ВОВ предусмотрены статьями 15, 17 данного закона, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (подпункты "а" и "б" пункта 1), другими нормативными правовыми актами и различаются по объему.

В силу ст. 28 Закона реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 Инструкции Минсоцзащиты РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, Минсвязи РФ, Минкультуры РФ от 26.07.1995г "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" Права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "е", "ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании Удостоверения участника войны (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907).

Удостоверение выдается по обращению гражданина военными комиссариатами или органами внутренних дел, или органами безопасности по месту жительства на основании документов, подтверждающих: службу в составе действующей армии, службу в соответствующих городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях; выполнение специальных заданий в воинских частях действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в годы Великой Отечественной войны; участие в боевых операциях в составе истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, при выполнении правительственных боевых заданий на территории СССР в период с 1 января 1944 года по 9 мая 1945 года; участие в боевых действиях в составе антифашистских формирований на территориях других государств.

Подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в годы войны предписания, справки архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных на фронте…

В Удостоверении производится отметка - "Имеет право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".

Пунктом 4 Указанной Инструкции предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании Удостоверения о праве на льготы (Постановление Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621, Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 14 февраля 1989 г. N 61).

Удостоверение выдается по обращению гражданина военными комиссариатами или органами внутренних дел, или органами безопасности по месту жительства на основании документов, подтверждающих факт прохождения военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и удостоверений о награждении медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." или медалью "За победу над Японией".

В Удостоверении производится отметка - "Имеет право на льготы, установленные статьей 17 Федерального закона "О ветеранах".

Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны; а также инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.

Пунктом 2 Постановления установлено, что выдача удостоверений ветерана Великой Отечественной войны единого образца производится в добровольном заявительном порядке начиная с 2000 года.

Согласно п.4 указанного Постановления действующего в первоначальной редакции Ветераны, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.

Действующей редакции также предусмотрено, что удостоверения, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г., действительны для предоставления ветеранам мер социальной поддержки.

Согласно п. 1, п.п. «а» п.2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.

Выдача удостоверения гражданам, которым оно ранее не выдавалось, производится в следующем порядке: лицам, указанным в подпунктах "а" - "г", "ж" и "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства.

Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утверждена Инструкция в силу п.2 которой права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке:

2.1. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "ж" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122.

Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих:

а) службу или временное нахождение военнослужащих, воспитанников воинских частей и юнг в составе действующей армии.

Подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества предписания, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно - лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных на фронте, а в отношении партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период войны или период других боевых операций по защите Отечества на оккупированной территории, - удостоверение партизана Великой Отечественной войны, справки штабов партизанского движения Великой Отечественной войны, справки архивных учреждений и решения областных комиссий по делам бывших партизан о принадлежности к партизанам и подпольщикам; документы, подтверждающие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников на территориях зарубежных стран в составе антифашистских формирований (документы о наградах зарубежных стран за участие в антифашистском движении, справки архивных учреждений, справки компетентных органов, общественных ветеранских организаций зарубежных стран и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях).

В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".

2.5. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122.

Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих факт прохождения военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее шести месяцев в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 17 Федерального закона "О ветеранах".

Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что на протяжении всего спорного периода действовал заявительный порядок выдачи удостоверений участника ВОВ, при этом удостоверение выдавалось только при наличии документов подтверждающих факт прохождения военной службы в годы ВОВ, в том числе прохождение военной службы в частях, учреждениях, входивших в составе действующей армии.

По делу достоверно установлено, что истцу ранее 2010года удостоверение участника ВОВ (как лицу, проходившему службу в годы ВОВ в частях, учреждениях входивших в состав действующей армии) не выдавалось, доказательства обращения к ответчику с заявлением о выдаче такого удостоверения стороной истца не представлено, в ходе судебного разбирательства не установлено.

Из личного дела истца следует, что в расчете выслуги лет для назначении пенсии период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан с коэффициентом 1, на основании записи военного билета, согласно которой истец в период с 05.1944 по 12.1945 проходил службу в составе 363 стрелкового полка. Номер дивизии, в состав которой входил указанных полк, а также сведения в графе «17» военного билета об участии в боевых действиях - отсутствуют.

При увольнении со службы в июне 1980году истец был ознакомлен с расчетом выслуги лет под роспись.

Из анкеты, автобиографии заполненных и написанных истцом собственноручно также не следует, что он принимал участие в боевых действиях, проходил службу в составе действующей армии. Так, в автобиографии, написанной истцом ДД.ММ.ГГГГ при поступлении на службу в пожарную часть, он сообщает о себе, что в период с мая 1944г по декабрь 1945г учился в полковой школе, окончив школу, служил в Архангельске в береговой охране.

Согласно сведений содержащихся в послужном списке истца в период с мая 1944г по декабрь 1945г истец служил стрелком в 363 стрелковом полку г.Пенза.

Каких-либо иных сведений истец о себе не сообщает.

Вместе с тем, согласно Перечню № 5 «Стрелковых, горнострелковых, мотострелковых и моторизованных дивизий, входящих в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945года» Генерального штаба Вооруженных сил СССР от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № 4 к директиве Генерального штаба 1970 №Д-043) определяющим субъектом входящим в годы ВОВ в состав действующей армии является дивизия (номер дивизии) и только затем в перечне указываются номера полков в составе дивизий.

Из содержания военного билета истца следует, что сведения о номере дивизии в составе которой находился 363 стрелковый полк, в записи о прохождении истцом службы в годы ВОВ (1944-1945гг) - отсутствуют.

При обозрении в ходе судебного разбирательства оригинала военного билета установлено, что запись «114 сд» произведена карандашом, согласно пояснениям представителя Военного комиссариата АО, данная запись указана справочно при проверке сведений после обращения истца в Военный комиссариат в апреле 2010года.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, исходя из конкретных установленных по делу обстоятельств, а именно истец к ответчику с просьбами выдать удостоверение участника ВОВ, запросить дополнительные сведения о прохождении службы в годы ВОВ не обращался, доказательств обратного в нарушение ст.56 ГПК РФ стороной истца не представлено. Кроме того, в материалах личного, пенсионного дела сведения о том, что истец проходил военную службу в годы Великой Отечественной войны в воинской части, учреждении, входивших в состав действующей армии отсутствуют, в связи с чем суд считает, что оснований для выдачи истцу удостоверения участника войны - проходившего военную службу в воинской части, учреждении входивших в состав действующей армии (впоследствии п.п.»а» п.п.1 п.1 ст.2 ФЗ «О Ветеранах»), у ответчика не имелось.

Согласно ст.58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку ранее истцу удостоверение участника ВОВ на основании п.п. «а» п.п.1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» и действующего ранее законодательства не выдавалось, доказательств обращения истца к ответчику с просьбой выдать удостоверение, в ходе судебного разбирательства не установлено, необходимые для выдачи удостоверения документы в личном деле истца отсутствовали, то при указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пении за период с 01.01.1991г по декабрь 2009год не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска М.М.А. к Управлению внутренних дел по Архангельской области о взыскании задолженности по пенсии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий (подпись) И.А. Пыжова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2010 года.