о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий



Дело №2-4914/2010Именем Российской ФедерацииРешение

28 декабря 2010 года

город Архангельск

Октябрьский районный Федеральный суд города Архангельска в составе :

Председательствующего Обориной В.М.

С участием прокурора Кузнецова М.Ю.

При секретаре Сметаниной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района в интересах К.В.Т., К.З.И. к мэрии города Архангельска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий

у с т а н о в и л :

прокурор Исакогорского района в интересах К.В.Т. и К.З.И. обратился с иском к мэрии города Архангельска о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указал, что К.В.Т. и К.З.И. являются ветеранами, участниками Великой Отечественной войны, проживают в трехкомнатной квартире по <адрес> общей площадью 58 кв.м. с дочерью Р.Т.В., являющейся собственником данной квартиры.

Считают, что как ветераны имеют право на улучшение жилищных условий, т.к они нанимателями жилого помещения по договору социального найма не являются. Жилое помещение, которое было получено ранее по договору социального найма ими в 2003 году приватизировано и продано.

В судебное заседание К.В.Т. и К.З.И.. не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживая заявленные требования.

Пом. прокурора К.М.Ю. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.

Ответчик в лице представителя по доверенности Б.Е.М. в судебном заседании иск не признала, указав на отсутствие оснований для признания истцов нуждающимися в жилом помещении, т.к размер приходящейся на долю каждого составляет 19,33 кв.м, что более учетной нормы, установленной решением Архангельского городского Совета депутатов от 17 июля 2005 года №23.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище.

На основании положений ч.1 ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма производится из государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 той же статьи жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а в силу ч.3 той же нормы они предоставляются иным определенным федеральным законом лицам.

На основании ст.13 ч.1 подп.3 и ст.14 Федерального Закона Российской Федерации №5 от 12 января 1995 года «О ветеранах» предусмотрено получение жилых помещений в качестве меры социальной поддержки для инвалидов войны.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с Положением об администрации территориального округа мэрии города Архангельска, утвержденного Постановлением мэра города Архангельска от 11.02 2010 года №66 администрация территориального округа является структурным подразделением мэрии города. В силу п.3.2. Положения администрация ведет учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждает решения комиссии по жилищным вопросам о постановке граждан на учет и предоставлении жилых помещений.

Основанием для постановки на учет является нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся, в том числе, собственники жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч.4 ст.50 ЖК РФ предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Под учетной нормой понимается минимальные размер жилой площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, на основании учетной нормы граждане признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. При этом установление конкретного размера учетной нормы Жилищный Кодекс Российской Федерации отнес к компетенции органов местного самоуправления.

На основании п.1 Решения Архангельского городского Совета «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» от 27 июля 2005 года № 23 учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Судом установлено, что К.В.Т. и К.З.И. являются ветеранами ВОВ, инвалиды 2 группы, проживают в качестве членов семьи Р.Т.В. по адресу <адрес>.

Квартира состоит из трех комнат, общей площадью 58 кв.м., жилой площадью 40,3 кв.м., находится в собственности Р.Т.В.с ДД.ММ.ГГГГ.

Жилая площадь комнат равна 9,6 кв.м,17,7 кв.м.,13,0 кв.м., что следует из данных технического паспорта и сторонами не оспаривается.

Согласно поквартирной карточки, технического паспорта и сведений, предоставленных в материалы дела общая площадь квартиры составляет -58 кв.м., таким образом на истцов приходится (58:3) 19,33 кв.м., что более учетной нормы.

Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно части 2 статьи 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

К.В.Т.на его обращение было ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой об отсутствии у него нуждаемости ввиду превышения размера учетной нормы.

Таким образом, гражданин может претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма в случае, если он, во-первых, относится к определенной категории лиц, имеющих право на получение жилого помещения, во-вторых, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Как в силу положений жилищного законодательства, так и Законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нуждаемость является основанием для принятия на учет.

В судебном заседании установлено, и подтверждается имеющейся в деле поквартирной карточкой, что истцы являются членами семьи собственника, были вселены в качестве таковых, что подтвердила свидетель Р.Т.В.

Будучи вселенными как члены семьи они на основании ч.2 ст.31 Жилищного Кодекса приобрели право пользования наравне с собственником.

Истцы пользуются всей квартирой, наличия какого либо соглашения о ином порядке пользования судом не установлено, что не отрицалось собственником квартиры Р.Т.В.

Таким образом, истцы имеют обеспеченность выше установленной учетной нормы, что свидетельствует о невозможности признать его нуждающимися в жилом помещении.

Ссылки свидетеля, что она вынуждена проживать в другом жилом помещении по договору поднайма, т.к. истцы хотели бы жить отдельно правового значения не имеют.

В связи с тем, что истцы обеспечены жилым помещением, занимаемым ими в качестве членов семьи собственникам, жилое помещение по общей площади превышает норму учета на одного человека, поэтому оснований для признания их нуждающимся в жилом помещении не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Исакогорского района в интересах К.В.Т., К.З.И. к мэрии города Архангельска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме -30 декабря 2010 года.

Председательствующий В.М.Оборина

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2010года