Дело №2-4647/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,
с участием помощника Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Федоровой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Уткиной Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Севералмаз» о возложении обязанности разработать проект санитарно - защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение,
установил:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Севералмаз» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны производственного объекта по адресу: Архангельская область, Приморский район, вахтовый поселок Светлый и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным нормам и правилам до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка ответчика, в ходе которой установлено, что деятельность предприятия осуществляется с нарушением требований санитарного законодательства. В нарушение п.2.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Севералмаз» осуществляет опытно-промышленную разработку и промышленную добычу алмазов в отсутствие разработанного проекта санитарно-защитной зоны производственного объекта по адресу: Архангельская область, Приморский район, вахтовый поселок Светлый, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного проекта санитарным правилам не получено.
В судебном заседании помощник прокурора Федорова А.Ю. заявленные исковые требования поддержала.
Представители ответчика Р.О.А., И.А.К. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что проект санитарно-защитной зоны должен быть разработан для следующих объектов ОАО «Севералмаз»: Ломоносовский горно-обогатительный комбинат производительностью 1 млн.тонн и горно-обогатительный комбинат на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова, пусковой комплекс производительностью 4 млн. тонн. В настоящее время разработка проекта санитарно-защитной зоны не представляется возможной, поскольку проект «Горно-обогатительный комбинат на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова. Пусковой комплекс производительностью 4 млн. тонн» находится в стадии разработки, которая должна быть завершена к концу 2011 года, в такие же сроки планируется разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Архангельской области выдало предписание разработать проект санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ, данный срок не истек. Вместе с тем с нарушение норм СанПин обществом не оспаривали, в установленные сроки указанное предписание выполни намерены.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Ш.О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, дополнительно пояснив, что по санитарной классификации ОАО «Севералмаз» отнесено к промышленным объектам и производствам 1 класса опасности, ориентировочная санитарно-защитная зона предприятия принята 1 000 м. ОАО «Севералмаз» находится в стадии изменения технологических процессов в связи с чем установка определенного размера санитарно-защитной зоны является обязательной в соответствии с порядком, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.34Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 2.1. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 3.1. указанного СанПиН установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно Устава ОАО «Севералмаз» предметом деятельности общества является, в том числе, строительство и эксплуатация горно-обогатительного производства, подготовка участка для горных работ, добыча алмазов.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по санитарной классификации ОАО «Севералмаз» отнесено к промышленным объектам и производствам 1 класса опасности (п. 7.1.3. Горно-обогатительные комбинаты), ориентировочный размер санитарно-защитной зоны определен в 1 000 м.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Севералмаз» осуществляет опытно-промышленную разработку и промышленную добычу алмазов на месторождении М.В. Ломоносова в Приморском районе Архангельской области, в 100 км к северу от г.Архангельска.
Ответчик имеет в своем составе четыре промплощадки: промплощадка карьера, промплощадка отвала, промплощадка обогатительной фабрики, промплощадка вахтового поселка Светлый.
По отношению к вахтовому поселку промплощадка карьера расположена севернее на расстоянии 400 м, обогатительная фабрика - северо-восточнее на удалении 900 м, отвал в восточном направлении на расстоянии 1 000 м. расстояние между отвалом и обогатительной фабрикой - 100 м, между поселком и обогатительной фабрикой - 800 м.
На промышленной площадке расположены следующие объекты: обогатительная фабрика, хвостохранилище, склад ГСМ, котельная, центральные ремонтно-механические мастерские, карьер, отвалы крышных пород. Отработка месторождения отвалов осуществляется открытым способом. В ходе выполнения производственной деятельности в атмосферный воздух выделяются вредные химические вещества, из них наибольшие концентрации составляют диоксид азота, диоксид серы, взвешенные вещества.
В сентябре 2009 года Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области проведена проверка ОАО «Севералмаз», в ходе которой, в том числе установлено, что проект санитарно-защитной зоны отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в адрес ОАО «Севералмаз» выдано предписание, пункт 3 которого содержит требование о разработке проекта санитарно-защитной зоны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени проект санитарно-защитной зоны ответчиком не разработан.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к выводу, что ответчик ОАО «Севералмаз» обязан соблюдать требования санитарного законодательства Российской Федерации, в частности СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В связи с чем требования прокурора о необходимости разработать проект санитарно - защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение разработать проект санитарно - защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение подлежат удовлетворению.
Так, в силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ОАО «Севералмаз» в соответствии с осуществляемой им деятельностью обязано выполнять требования санитарного законодательства, в том числе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Между тем, ответчиком не разработан проект санитарно-защитной зоны производственного объекта по адресу: Архангельская область, Приморский район, вахтовый поселок Светлый, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, что для объектов первого класса опасности является обязательным, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам.
Довод ответчика о том, что срок, установленный предписанием Управления Роспотребнадзора, до настоящего времени еще не истек, правового значения по рассматриваемому спору не имеет.
Осуществление ОАО «Севералмаз» опытно-промышленной разработки и промышленной добычи алмазов в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны нарушает установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения на ОАО «Севералмаз» обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны производственного объекта по адресу: Архангельская область, Приморский район, вахтовый поселок Светлый, и получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным нормам и правилам.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.33319 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО «Севералмаз» в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Севералмаз» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Севералмаз» разработать проект санитарно-защитной зоны производственного объекта, расположенного в вахтовом поселке Светлый Приморского района Архангельской области, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным нормам и правилам в срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с открытого акционерного общества «Севералмаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года.
Председательствующий С.А. Маслова
Председательствующий п/п С.А. Маслова
Верно
Судья С.А. Маслова