об оспаривании решений УФМС по Архангельской области



Дело № 2-4855/2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 декабря 2010 г. г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Лобановой Н.В..,

при секретаре Филипповой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Д.Н.И.о об оспаривании решений Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и от ДД.ММ.ГГГГ о депортации,

установил:

Д.Н.И.о обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области (далее по тексту - УФМС России по Архангельской области) от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и от ДД.ММ.ГГГГ о депортации за пределы Российской Федерации.

В обоснование заявления указал, что решением УФМС по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано выданное заявителю разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Копия данного решения заявителю не вручалась, порядок его обжалования не разъяснялся. ДД.ММ.ГГГГ принято решение о депортации Д.Н.И.о за пределы Российской Федерации. Данные решения заявитель полагает незаконными и необоснованными, поскольку в <данные изъяты> административному наказанию в виде выдворения подвергался <данные изъяты>, тогда как согласно документам заявителя написание его фамилии - <данные изъяты>. На дату принятия решения о депортации срок запрета пребывания <данные изъяты> в Российской Федерации (до ДД.ММ.ГГГГ) истек. Заявитель, въехав на территорию Российской Федерации, соблюдает требования действующего законодательства, получил разрешение на временное проживание на территории страны и разрешение на работу, осуществляет предпринимательскую деятельность, платит налоги.

В судебном заседании Д.Н.И.о заявление поддержал и пояснил, что в <данные изъяты> был подвергнут административному наказанию в виде выдворения за пределы Российской Федерации, ему также было известно о том, что в течение пяти лет он не может въезжать на территорию страны. ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.И.о въехал в Российскую Федерацию, представил заявление и документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание. Заявление заполнял по указанию сотрудника УФМС по Архангельской области, о том, что необходимо сообщать об имевших место фактах выдворения за пределы России, не знал. Недостоверных сведений о себе не сообщал, фамилию не менял. О вынесении решения об аннулировании разрешения на временное проживание ему сообщили ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он выехал за пределы Российской Федерации и вновь въехал на территорию страны ДД.ММ.ГГГГ Своевременно оспорить данное решение не мог, так как копию этого решения ему не вручили.

Представитель заявителя Р.А.В. заявленные требования поддержал и пояснил, что его доверитель недостоверных сведений о себе при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание не сообщал, свою фамилию не менял и не может нести ответственность за ошибки, допущенные сотрудниками УФМС по Архангельской области. Он является законопослушным гражданином, осуществляет не запрещенную законом деятельность, платит налоги.

Представители УФМС по Архангельской области М.Э.Ю. и Л.П.В. с заявлением не согласились. Указали, что гражданин <данные изъяты> Д.Н.И.о ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФМС по Архангельской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, представив необходимые документы. В ходе проверки указанных в заявлении сведений оснований для отказа в выдаче такого разрешения не выявлено. ДД.ММ.ГГГГ в УФМС по Архангельской области поступило сообщение о том, что Д.Н.И.о ДД.ММ.ГГГГ выдворялся за пределы Российской Федерации под фамилией <данные изъяты>. Данное обстоятельство выявилось только при сличении дактилокарт лиц, носящих указанные фамилии. На основании этого сообщения было принято решение об аннулировании выданного ранее разрешения на временное проживание в связи с предоставлением для получения данного разрешения недостоверных сведений. О состоявшемся решении Д.Н.И.о объявлено ДД.ММ.ГГГГ, разъяснены порядок и сроки обжалования, а также сроки выезда за пределы территории Российской Федерации, в связи с чем заявитель покидал территорию страны ДД.ММ.ГГГГ. Ссылались на то, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок на обжалование решения об аннулировании разрешения на временное проживание, оснований для его восстановления не имеется. Полагали, что оснований для признания незаконным решения о депортации также не имеется, так как в силу ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин, которому аннулировано разрешение на временное проживание, обязан покинуть территорию Российской Федерации в течение 15 дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данное требование закона, подлежит депортации. На момент вынесения решения о депортации законных оснований для пребывания в Российской Федерации у заявителя не имелось. Копия этого решения была вручена Д.Н.И.о в день его вынесения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, материалы дела об административном правонарушении №, материал о помещении в специальный приемник №, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В соответствии с п.п. 1, 8 ст. 6 названного федерального закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено названным федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФМС России от 29.02.2008 г. № 40 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее по тексту - Административный регламент).

Согласно п. 30 Административного регламента, заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации представляется в двух экземплярах на бланках установленной формы, содержащих, в числе прочего, вопрос о том, подвергался ли заявитель административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления.

Пункты 45 и 50 Административного регламента предусматривают, что при подаче заявления заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленных форм заявлений и подготовку необходимого пакета документов с приложением копий. Заявитель информируется о сроках рассмотрения заявления и об основаниях отказа в выдаче разрешения, установленных Федеральным законом, в том числе о том, что разрешение иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации (подп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, гражданин <данные изъяты> Д.Н.И.о прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.И.о обратился с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В данном заявлении указал о том, что не подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации в пределах пяти лет до даты его подачи. При этом основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, предусмотренные подп. 1-8, 10, 11, 13 и 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», заявителю были разъяснены, о чем свидетельствует его подпись в тексте заявления.

Решением УФМС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.И.о выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.п. 83-85 Административного регламента при выявлении оснований для аннулирования разрешения на временное проживание в Российской Федерации уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица. По результатам проведенной проверки уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение, которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем. Принятое решение объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней, и вручается уведомление, в котором указываются основания аннулирования разрешения на временное проживание, разъясняется порядок обжалования решения и необходимость выезда из Российской Федерации в течение 15 дней со дня принятия решения.

Как следует из сообщения регионального управления Федеральной службы безопасности по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлен факт незаконного нахождения на территории Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Д.Н.И.о, въехавшего на территорию страны без надлежащего разрешения, так как ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Октябрьского районного суда г. Архангельска был выдворен за пределы России за совершенные административные правонарушения под фамилией Д.Н.И.о, в связи с чем ему был запрещен въезд на территорию России до ДД.ММ.ГГГГ

Данные сведения были в установленном порядке проверены и заключением, утвержденным руководителем УФМС по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ, постановлено аннулировать выданное Д.Н.И.о разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

Заявитель обстоятельства, изложенные в сообщении регионального управления Федеральной службы безопасности по Архангельской области, в ходе рассмотрения дела не оспаривал, вместе с тем, полагал, что заведомо ложные сведения о себе не сообщал, так как заявление заполнял по указанию сотрудника УФМС по Архангельской области. Данные доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу п. 45 названного Административного регламента именно на заявителя возлагается обязанность надлежащего заполнения установленных форм заявлений. Помимо изложенного, заявителю дополнительно разъяснялись основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, в чем он расписался.

Тот факт, что постановление Октябрьского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации принято в отношении именно Д.Н.И.о, однако в тексте данного судебного постановления допущена опечатка (техническая ошибка) в написании фамилии заявителя, подтверждается и исследованным в судебном заседании административным материалом №.

Вместе с тем, то обстоятельство, что при изготовлении текста постановления от ДД.ММ.ГГГГ допущена опечатка в написании фамилии Д.Н.И.о (фамилия написана как <данные изъяты>), в связи с чем в учетных данных, ведущихся УФМС по Архангельской области, отсутствовали сведения о выдворении заявителя с территории Российской Федерации, не освобождало заявителя от обязанности сообщить о себе достоверные сведения при подаче заявления на временное проживание в России.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у УФМС по Архангельской области имелись основания для вынесения ДД.ММ.ГГГГ решения об аннулировании выданного Д.Н.И.о разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Помимо изложенного, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. Копии решения федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по жалобе данного иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, вынесший обжалуемое решение, и данному иностранному гражданину.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам уведомление о принятом в отношении заявителя решении об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, содержащее дату и номер этого решения, а также разъяснения о порядке его обжалования, вручено заявителю ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись в тексте уведомления.

Вместе с тем, заявление об оспаривании данного решения подано в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя полтора месяца с даты вручения этого уведомления. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока на оспаривание решения УФМС по Архангельской области, заявителем в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах требование Д.Н.И.о о признании незаконным решения УФМС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание удовлетворению не подлежит.

В силу п.п. 2, 3 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации.

Как следует из представленных материалов, Д.Н.И.о после получения уведомления об аннулировании разрешения на временное проживание в России временно покидал территорию страны, вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ повторно въехал на территорию Российской Федерации, где находится по настоящее время.

Решением начальника УФМС по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено депортировать Д.Н.И.о за пределы Российской Федерации в связи с отсутствием законных оснований пребывания на территории России. Данное решение вручено заявителю в день его вынесения, о чем свидетельствует представленная в материалы дела расписка.

При принятии этого решения были учтены период нахождения заявителя на территории Российской Федерации, состав его семьи и место проживания родственников, а также то обстоятельство, что ранее Д.Н.И.о выдворялся за пределы Российской Федерации за совершение административных правонарушений в сфере миграционного законодательства, при повторном въезде на территорию страны сведений о наличии препятствий к выдаче разрешения на временное проживание не сообщил. Содержащиеся в решении о депортации выводы о применении к заявителю меры административного принуждения мотивированны, основаны на требованиях действующего законодательства. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии прочной связи с государством пребывания, а также о том, что применение данной меры принуждения является недопустимым вмешательством со стороны публичных властей в осуществление права на уважение частной и семейной жизни заявителя, из материалов дела не усматривается.

Доводы заявителя о том, что на дату вынесения данного решения истек срок, в течение которого ему был запрещен въезд на территорию Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку данный срок подлежит исчислению с даты исполнения постановления об административном выдворении, в данном случае - с ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах требование Д.Н.И.о о признании незаконным решения УФМС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Д.Н.И.о об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании разрешения на временное проживание и от ДД.ММ.ГГГГ о депортации отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2011 г.

Судья Н.В. Лобанова