Дело № 2-4297/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Ш.В.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности признать семью нуждающейся в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, предоставлении субсидии,
установил:
Ш.В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности признать семью нуждающейся в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, предоставлении субсидии.
В обоснование требований указала, что с 1989 года ее семья, состоящая из двух человек, включая сына Ш.Г.Н., проживает в комнате в коммунальной квартире площадью 10 квадратных метров, в связи и чем, она состояла в очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий; с 2003 года - в льготной очереди для предоставления субсидии для улучшения жилищных условий. В связи с сильной нуждаемостью в улучшении жилищных условий и невозможности проживать в квартире с подселением, ею ДД.ММ.ГГГГ была приобретена соседняя комната, расположенная в данной коммунальной квартире. В 2009 году подошла очередь на предоставление субсидии на приобретение жилья, однако, в связи с улучшением жилищных условий истцу отказано в предоставлении субсидии. Данное обстоятельство послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском, поскольку при приобретении в собственность комнаты истца в Администрации территориального округа «Майская горка» г. Архангельска заверили, что приобретение второй комнаты не повлияет на право истца о предоставлении ей льготы.
В судебном заседании истец требования поддержала по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что в 2006 году была вынуждена приобрести вторую комнату, т.к. со стороны соседа имели место постоянные побои и унижающее обращение. Деньги на приобретение комнаты были взяты под расписку, а также в размере 100 000 рублей по кредиту в Сбербанке.
Представитель ответчика Б.А.Б., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился. Указал, что при формировании личного дела истца как на получателя субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета выяснилось, что семья Ш.В.С. не нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку имеет обеспеченность жилой площадью на одного человека более нормативной. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив учетное дело Ш.В.С. по предоставлению мер социальной поддержки, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Ш.В.С. и ее сын - Ш.Г.Н. были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении (комнате), расположенной в коммунальной <адрес>, жилой площадью 10 квадратных метров.
В связи с указанным обстоятельством и на основании соответствующего заявления Ш.В.С. от ДД.ММ.ГГГГ, решением Ломоносовского районного исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на общую очередь за №.
С 2003 года Ш.Г.Н. признан инвалидом третьей группы, в связи с чем Ш.В.С. была включена в список граждан - получателей субсидий из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами по существу не оспариваются.
Перечень лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья, был установлен ранее статьей 36 Жилищным кодекстом РСФСР, в части второй которой указывалось, что Федеральным законодательством, а также нормативными актами субъектов Федерации право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан, не указанным в данной статье.
Правоотношения сторон, возникшие до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ, регулировались специальными нормами закона по обеспечению инвалидов жилыми помещениями в первоочередном порядке. Реализация такого права, порядок предоставления жилых помещений в первоочередном порядке, осуществлялась в соответствии с действовавшим на тот период времени жилищным законодательством органами местного самоуправления. Граждане, имевшие в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР право на первоочередное предоставление жилья, в настоящее время продолжают сохранять свое право состоять на учете нуждающихся в жилье. Обратное вступило бы в противоречие со статьей 55 Конституции РФ, согласно которой не должны издаваться в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина.
В соответствии с решением Архангельского городского Совета от 27 июля 2005 года N 23 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма", учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно статье 17 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, порядок предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды …, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Кроме того, согласно статье 12 Областного закона Архангельской области «О социальной защите инвалидов» от 22 января 1998 года № 54-13-ОЗ, утратившего силу 29 ноября 2005 года, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилой площади обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства или работы в первоочередном порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец имела установленное законом право на предоставление жилого помещения в первоочередном порядке с включением ее семьи в отдельный список лиц, имеющих на это право.
Между тем, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ Ш.В.С. приобрела в собственность 2/3 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в виде комнаты площадью 19,3 квадратных метра, тем самым улучшив условия проживания своей семьи, поскольку в связи с этим, обеспеченность жилой площадью одного члена семьи истца увеличилась и стала более той, которая положена по нормативу, и определенная решением Архангельского городского Совета депутатов №23 от 27 июля 2005 года - 12 квадратных метров.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатная квартира по адресу: <адрес> собственниками квартиры являются Ш.В.С. (5/6 долей) и Ш.Г.Н. (1/6 доли), иные ограничения и обременения отсутствуют.
В связи с улучшением жилищных условий решением общественной жилищной комиссии Администрации территориального округа «Майская горка» в г. Архангельске от ДД.ММ.ГГГГ Ш.В.С. снята с учета граждан имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств бюджета.
Проверяя обоснованность вынесения вышеуказанного решения общественной жилищной комиссии, суд учитывает следующее.
Как следует из пояснений, данных истцом в ходе рассмотрения дела, причиной покупки жилого помещения послужили сложные отношения с бывшим соседом, который устраивал в коммунальной квартире скандалы, применял к соседям физическое и психическое насилие.
Пояснения истца подтверждаются представленными в материалы дела: копиями заявлений и жалоб истца на Т.А.А., который являлся соседом Ш.В.С. по коммунальной квартире, актами судебно - медицинского исследования в отношении истца по поводу применения к ней со стороны Т.А.А. физического насилия в виде побоев, копией постановления мирового судьи судебного округа «Майская горка» г. Архангельска о прекращении уголовного дела в отношении Т.А.А., частным обвинителем по которому являлась Ш.В.С. по поводу совершения Т.А.А. преступления, предусмотренного ст.116 Уголовного кодекса РФ.
Вместе с тем, как следует из содержания заключения, данного в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной главным специалистом отдела социальной защиты населения округа «Майская горка» в г. Архангельске, М.И.В., семья Ш.В.С. не нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку имеет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более нормативной.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела Ш.В.С. была включена в число граждан - получателей субсидий в 2009 году и нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку жилая учетная норма на семью, состоящую из двух человек, составляла менее учетной, а именно 10 квадратных метров. Однако, приобретя дополнительную жилую площадь, истец улучшила жилищные условия, следовательно основной критерий, согласно которому предоставляется субсидия на приобретение жилья - нуждаемость в улучшении жилищных условий - утрачен. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на одного члена семьи истца в настоящее время приходится общая площадь жилого помещения в размере, большем, чем установлено учетной нормой площади жилого помещения, что лишает истца права претендовать на то, чтобы состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и получить субсидию.
То обстоятельство, что истец, улучшая свои жилищные условия, не предполагала о возможности наступления таких последствий, как исключение из списков граждан, имеющих право на предоставление таких мер социальной поддержки, не может быть признано уважительной причиной, поскольку, вставая на учет по предоставлению субсидии, о своем праве на ее предоставление и условия такого предоставления, Ш.В.С. имела представление, и на протяжении всего периода времени нахождения в списках льготников, пользовалась таким правом.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания действий ответчика по исключению Ш.В.С. из списка граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств бюджета, не законными и возложения на ответчика обязанности признать семью истца нуждающейся в предоставлении такой льготы.
При таких обстоятельствах, в иске Ш.В.С. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ш.В.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности признать семью нуждающейся в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, предоставлении субсидии отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года.
Судья Г.В. Гулева