Дело № 2-4296/2010
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2010 года г. АрхангельскОктябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Е.И. к отделу социальной работы Октябрьского территориального округа г.Архангельска о признании действий незаконными, возложении обязанности принять заявление,
установил:
Е.Е.И. обратилась в суд с иском к отделу социальной работы Октябрьского территориального округа г.Архангельска о признании действий незаконными, возложении обязанности принять заявление. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСР Октябрьского территориального округа г.Архангельска с заявлением о выдаче мне свидетельства малоимущей семьи для получения социального места в МДОУ, которое посещает ее ребёнок. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ, которым отказано в признании семьи малоимущей в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание в г.Архангельске. Полагает, что отказ должностных лиц ОСР округа в признании семьи малоимущей и выдаче свидетельства в связи с отсутствием регистрации по месту жительства противоречит действующему законодательству и приводит к ущемлению ее прав и прав ее несовершеннолетнего сына.
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, просила признать действия ОСР по отказу в принятии заявления незаконными, возложить на ответчика обязанность принять заявление о выдаче свидетельства.
В основное судебное заседание истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчика А.С.А., С.А.В. с иском не согласились, указав, что поскольку Е.Е.И. не предоставила в отдел социальной работы Октябрьского территориального округа документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, то в соответствии с п. 5 Порядка признания граждан малоимущими для оказания мер социальной поддержки за счет средств городского бюджета, утвержденного постановлением мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, она не могла быть признана малоимущей.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Е.Е.И. обратилась в Отдел социальной работы Октябрьского территориального округа департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска (далее по тексту - ОСР) с заявлением, в котором просила оформить свидетельство малоимущей семьи для предоставления социального места в детском саду своему несовершеннолетнему сыну Е.А..
При этом в тексте заявления указала, что ни временной, ни постоянной регистрации по месту фактического проживания ни она, ни ее несовершеннолетний ребенок не имеют, в связи с чем обращаются в ОСР в территориальном округе по месту проживания.
В ответе ОСР от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что для признания гражданина малоимущим для оказания мер социальной поддержки необходимо предоставить документ, подтверждающий проживание в г. Архангельске. В связи с отсутствием регистрации по месту жительства заявление не было принято к рассмотрению.
Как следует из пояснений Е.Е.И., изложенных в судебном заседании и письменных пояснениях, ответчиком было нарушено ее право на рассмотрение заявления органом местного самоуправления по месту фактического проживания. В качестве основания иска указано на фактическое проживание на территории Октябрьского округа г. Архангельска по адресу: <адрес>, отсутствие регистрации по которому не могло послужить основанием для умаления ее прав на обращение в соответствующее территориальное подразделение органа местного самоуправления.
Разрешая требования истца о признании действий ОСР незаконными суд исходит из следующего.
В силу ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
Согласно ст. 5 упомянутого закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При этом ст. 11 закона не указывает в качестве основания для оставления заявления гражданина без рассмотрения отсутствие у него регистрации по месту жительства.
Признание граждан малоимущими для оказания мер социальной поддержки за счет средств городского бюджета осуществляется в соответствии с Порядком признания граждан малоимущими для оказания мер социальной поддержки за счет средств городского бюджета, утвержденным постановлением мэра города Архангельска от 23.03.2009 № 126. Согласно пункту 5 указанного Порядка местом жительства является место (адрес), где гражданин постоянно проживает и зарегистрирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Граждане, обратившиеся с заявлением о признании семьи малоимущей с целью получения социального места в муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставляют документ, подтверждающий проживание в городе Архангельске.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона РФ от 25.03.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом в ст. 3 данного закона установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Из материалов дела усматривается и никем не оспаривается, как на момент обращения в ОСР с заявлением, так и на момент рассмотрения дела в суде истец со своим несовершеннолетним сыном проживают в жилом помещении - комнате 319 в <адрес>. Данный адрес указан в медицинских полисах на имя Е.Е.И. и Е.Т.А., действующих с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в характеристике на Е.Е.И., выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО «Архангельская ремонтно-эксплуатационная строительная компания-1»; в справке № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Отдел социальной защиты населения по г. Архангельску» об оказании Е.Е.И. материальной помощи. Этот же адрес места жительства указан в бытовой характеристике на Е.Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ, выданной участковым уполномоченным милиции ОВД по Октябрьскому округу г. Архангельска О.С.Б.; в акте обследования материально-бытового положения от ДД.ММ.ГГГГ, составленном ДД.ММ.ГГГГлавным специалистом ГУ «Отдел социальной защиты населения по г. Архангельску».
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиками в материалы дела не представлено.
Таким образом, учитывая, что при обращении в ОСР с заявлением о признании ее малоимущей для предоставления социального места в детском саду Е.Е.И. указала адрес места своего фактического проживания, который расположен в пределах Октябрьского территориального округа г. Архангельска, законных оснований для оставления заявления без рассмотрения не имелось.
В поданном в ОСР заявлении истцом был указан адрес места ее фактического проживания, в том числе: город, улица, номер дома и номер комнаты. Отсутствие регистрации по данному адресу, применительно к положениям ст. 18, 19 Конституции РФ и ст. 3 закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», правового значения не имеет и не может явиться основанием для изменения установленного действующим законодательством объема прав истца как гражданина Российской Федерации, в том числе в части умаления права на обращение с заявлением в уполномоченные органы местного самоуправления.
Принятие заявления истца и его рассмотрение ОСР Октябрьского территориального округа департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска по адресу места фактического проживания истца на момент обращения, как того требуют положения действующего законодательства, ошибочно толкуется ответчиками как коррупциогенный фактор.
Кроме того, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт проживания Е.Е.И. и ее несовершеннолетнего сына Е.Т.А. на территории Октябрьского округа г. Архангельска, что имеет преюдициальное значение и для рассмотрения настоящего иска. Вместе с тем, каких-либо действий по принятию заявления истца к рассмотрению после вынесения указанного решения ОСР также не предпринято.
Поскольку способом восстановления нарушенного права истца на рассмотрение его заявления компетентным органом местного самоуправления является возложение на последнего соответствующей обязанности, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Отдел социальной работы Октябрьского территориального округа мэрии г. Архангельска принять заявление Е.Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ к рассмотрению в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Е.Е.И. к отделу социальной работы Октябрьского территориального округа г.Архангельска о признании действий незаконными, возложении обязанности принять заявление - удовлетворить.
Признать действия отдела социальной работы Октябрьского территориального округа г. Архангельска Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска, выразившиеся в оставлении заявления Е.Е.И. о признании семьи малоимущей и выдаче свидетельства для оформления социального места в МДОУ № незаконными.
Обязать отдел социальной работы Октябрьского территориального округа г. Архангельска Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска принять заявление Е.Е.И. об оформлении свидетельства малоимущей семьи для оформления социального места в МДОУ № несовершеннолетнему Е.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2010 г.
Судья Г.В. Гулева