о включении периода времени в трудовой стаж



Дело № 2-4312/2010

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

07 декабря 2010 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Е.П. к Управлению внутренних дел по Архангельской области о включении периода времени в льготный стаж службы, перерасчета выслуги лет,

установил:

Ш.Е.П. обратилась в суд с иском к Управлению внутренних дел по Архангельской области о включении периода времени в льготный стаж службы, перерасчета выслуги лет. В обоснование заявленных требований указала, что является получателем пенсии в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе в органах внутренних дел. Полагает, что поскольку как сотрудник органов внутренних дел имеет право на определение пенсионного стажа исходя из 1 года к 1,5 годам, то период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должен быть также зачтен в льготном порядке, а на в календарном. как он был исчислен УВД при расчете выслуги лет.

В судебном заседании истец на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивала.

Представитель ответчика Н.С.В. с иском не согласился, указав, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит зачету в календарном исчислении, поскольку возможность включения периодов нахождения в указанном отпуске в выслугу лет для назначения пенсии сотрудника органов внутренних дел в ином порядке не предусмотрена.

Суд, заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, Ш.Е.П. проходила службу в органах внутренних дел с 21 февраля 1995 года, уволена приказом УВД по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № л/с по п. «з» ч. 7 ст. 19 (по ограниченному состоянию здоровья) ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из вышеуказанного приказа, выслуга лет истца на ДД.ММ.ГГГГ составила: в календарном исчислении 17 лет 06 месяцев 00 дней, в льготном исчислении - 24 года 05 месяцев 08 дней, для выплаты единовременно пособия - 15 лет 07 месяцев 00 дней.

В период прохождения службы истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком указанный период был зачтен в расчете выслуги лет на пенсию не в полуторном размере, а в календарном - 1 год 05 месяцев 14 дней.

Истец полагает, что поскольку службу она проходила в местностях, приравненных к Крайнему Северу, то и период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежит зачету в том же исчислении.

Вместе с тем, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

Установление законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации.

По смыслу Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" во взаимосвязи с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, поступая на службу в органы внутренних дел по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы.

Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, не раз высказывал позицию о том, что гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определения от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-О и от 20 октября 2005 года N 378-О).

Правовое положение сотрудников органов внутренних дел, включая установление социальных гарантий, определяются Законом РФ №1026-1 от 18 апреля 1991 года «О милиции», Положением о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 23 декабря 1992 года № 4202-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее Закон №4468-1) и иными нормативно-правовыми актами, в которых предусмотрены дополнительные льготы, гарантии и компенсации сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии с положениями части 2 статьи 45 Положения сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные установленные действующим законодательством.

Аналогичные гарантии установлены и статьей 54 Положения, согласно которой беременные женщины и матери из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцы - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 18.05.2009) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" определены периоды службы, которые включаются в выслугу лет для назначения пенсии на общих основаниях.

Приложением № 1 определены отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, в частности, к ним отнесена Архангельская область - в Виноградовском, Лешуконском, Мезенском, Новодвинском, Пинежском, Онежском, Плесецком, Приморском, Соловецком и Холмогорском районах, в городах Архангельске, Мирном, Новодвинске и Онеге, Северодвинске с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов, - с 1 января 1988 г., в Верхнетоемском и Ленском районах - с 1 июля 1992 г., в Вельском, Вилегодском, Каргопольском, Коношском, Котласском, Красноборском, Няндомском, Устьянском и Шенкурском районах, в городах Котласе и Коряжме - с 1 июля 1993 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2002 N 252).

Из систематического толкования указанных норм следует, что они предоставляют право сотруднику органов внутренних на досрочное назначение пенсии на льготных основаниях, вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 256 Трудового кодекса РФ, на которые ссылается истец, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Каких-либо иных нормативных актов, позволяющих произвести зачет периода нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении при назначении пенсии лицу именно как сотруднику внутренних дел, а не получателю пенсии по старости, не принято.

Таким образом, поскольку порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком и порядок исчисления стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел регулируется специальным нормативным актом, к таким отношениям не могут быть применены нормы трудового законодательства, следовательно, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком ей не может быть зачтен в полуторном исчислении.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что УВД по Архангельской области был допущены нарушения при расчете выслуги лет Ш.Е.П. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Ш.Е.П. к Управлению внутренних дел по Архангельской области о включении периода времени в льготный стаж службы, перерасчета выслуги лет - отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2010 г.

Судья Г.В. Гулева