о предоставлении дополнительного отпуска



Дело № 2-4220/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 декабря 2010 года

г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Журавлевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Т.А. к региональному Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск,

установил:

К.Т.А. обратилась в суд с иском к региональному Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области (далее по тексту решения - РУ ФСКН России по Архангельской области) о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней.

В обоснование заявленных требований указано, что К.Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты> РУ ФСКН России по Архангельской области. Медицинские работники медицинских подразделений территориальных органов ФСКН России имеют право на дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней. Поскольку учреждение амбулатории, которое является рабочим местом К.Т.А., входит в структуру РУ ФСКН России по Архангельской области, истцу в период 2008-2009 года предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней. Между тем, в предоставлении такого дополнительного отпуска к ежегодному оплачиваемому отпуску за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано по причине отсутствия аттестации рабочего места К.Т.А. Считает действия ответчика незаконными и противоречащими законодательству, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

В ходе судебного заседания К.Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика И.А.В., Г.Л.А., действующие на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласились. Указали, что работники медицинских подразделений территориальных органов ФСКН России, действительно, имеют право на дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней; вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года №870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", установлено, что компенсации, в том числе и дополнительный отпуск, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. В связи с тем, что аттестация рабочего места К.Т.А. не проводилась, оснований для предоставления ей дополнительного отпуска не имеется.

Суд, заслушав пояснения истца и представителей ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, К.Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты> РУ ФСКН России по Архангельской области.

В соответствии с ч.1 ст.116 Трудового кодекса РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Как установлено ст. 350 Трудового кодекса РФ, отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.117 Трудового кодекса РФ, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Поскольку до настоящего времени указанный нормативный акт Правительством РФ принят не был, в целях определения продолжительности и порядка предоставления дополнительных отпусков, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков в письме №ВЗ-1111 от 24 апреля 2008 года, за подписью заместителя директора службы, рекомендовано руководствоваться списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Государственного комитета совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума всесоюзного центра совета профессиональных союзов №298/П-22 от 25 октября 1974 года.

В соответствии с п.169 раздела ХL указанного списка, в состав профессий, работа по которым дает право на дополнительный отпуск за вредные условия труда в количестве 12 рабочих (14 календарных) дней, входит специальность врача учреждений здравоохранения.

В соответствии с вышепоименованным письмом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков №ВЗ-1111 от 24 апреля 2008 года, постановлено, что начиная с текущего рабочего (2008) года, каждый медицинский и фармацевтический работник медицинского подразделения территориального органа ФСКН России имеет право на дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней.

Постановлением Государственного комитета совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума всесоюзного центра совета профессиональных союзов №273/П-20 от 21 ноября 1975 года утверждена Инструкция «О порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», в соответствии с которой определены минимальные параметры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда - сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что учреждение амбулатории, которое является рабочим местом К.Т.А., входит в структуру РУ ФСКН России по Архангельской области, с учетом чего, за рабочие периоды с 2008 года по 2010 год <данные изъяты> К.Т.А. к ежегодному оплачиваемому отпуску предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

Согласно пункту 2.10 Отраслевого соглашения от 06.02.2009 N ВИ-2 "По органам и организациям Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на 2009 - 2011 годы" (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСКН РФ 06.02.2009), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам территориальных органов ФСКН России предоставляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление таких отпусков. При этом предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда гражданским служащим и работникам органов наркоконтроля урегулировано п. 2.9 указанного соглашения.

В ходе проведенной в сентябре 2010 года проверки финансовой деятельности РУ ФСКН России по Архангельской области контрольно - ревизионной инспекцией ФСКН России, установлено, что дополнительный отпуск К.Т.А. предоставлялся необоснованно, поскольку дополнительные дни к отпуску за вредные условия труда предоставляются только по результатам аттестации рабочего места работника, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569. В связи с указанным обстоятельством, принято решение о непредоставлении К.Т.А. в дальнейшем дополнительного отпуска в указанном количестве.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о необоснованности принятого ответчиком решения в силу следующего.

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года №870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по компенсации, в том числе и дополнительный отпуск, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Порядок проведения компенсации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года №569.

В судебном заседании установлено, что аттестация рабочего места врача - <данные изъяты> РУ ФСКН России по Архангельской области, должность которого занимает К.Т.А., не проводилась, между тем, суд приходит к выводу о том, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа работнику в предоставлении дополнительного отпуска, поскольку аттестация рабочего места не может предполагать оценку условий труда врача амбулатории на его рабочем месте, в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и вытекающих из этого гарантиях и компенсациях. Гарантии и компенсации, в том числе и на предоставление дополнительного отпуска, врачу амбулатории РУ ФСКН России предоставляются на том основании, что данная специальность входит в список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Следовательно, на К.Т.А., занимающую должность <данные изъяты> амбулатории РУ ФСКН России по Архангельской области, распространяется данная гарантия.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что процедура проведения аттестации рабочих мест учреждений является прямой обязанностью работодателя, а не работника, следовательно, лишение последнего дополнительных гарантий и компенсаций по причине неисполнения работодателем своих обязанностей не может быть признано обоснованным. В противном случае работодателем может допускаться злоупотребление своим правом и произвольное лишение работника гарантий и компенсаций, установленных федеральным законодательством в случае уклонения от проведения аттестации рабочего места.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что К.Т.А. имеет право на предоставление ей к ежегодному оплачиваемому отпуску дополнительного отпуска за вредные условия труда в размере 12 рабочих (14 календарных) дней, а отказ в его предоставлении по причине отсутствия аттестации рабочего места истца не основан на законе.

Таким образом, заявленные К.Т.А. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск К.Т.А. к региональному Управлению федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск, удовлетворить.

Обязать региональное Управление федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области предоставить К.Т.А. дополнительный отпуск в размере 12 рабочих (14 календарных дней) за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставлять указанный отпуск в дальнейшем до внесения изменений в действующее законодательство.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья

Г.В. Гулева

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2010 года.