Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № 2-4382/2010 14 декабря 2010 годаОктябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.В.Н. к Военному комиссариату Архангельской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,
установил:
Г.В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Архангельской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с тем, что после увольнения со службы он не был обеспечен жилым помещением, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время вынужден снимать жилье и нести расходы по найму жилого помещения.
Из искового заявления и пояснений истца и его представителя Р.Э.Р., данных в судебном заседании, следует, что за период с 15 ноября 2007 года по 25 октября 2010 года истец полагает, что в его пользу с Военного комиссариата Архангельской области подлежит взысканию 189 000 рублей (исходя из 5400 рублей в месяц).
Представитель Военного комиссариата Архангельской области по доверенности А.А.А. с иском не согласился, указав, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях истец не состоит, следовательно, необходимых условий для выплаты компенсации не имеется.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела в их совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Г.В.Н. после увольнения в запас по состоянию здоровья и исключения из списков части ДД.ММ.ГГГГ оставлен в списках очередников по войсковой части 55552 на получение жилых помещений под № 2 с ДД.ММ.ГГГГ, одновременно состоит в базе данных компьютерного учета войсковой части 55552.
Из материалов личного пенсионного дела Г.В.Н. следует, что согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной при увольнении истца с военной службы, истец не обеспечен жилым помещением, им представлены документы для получения жилищного сертификата. В рапорте на имя командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ истец также просит предоставить жилищный сертификат для получения жилья по существующим нормам на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации Громанову В.Н. назначена с 09 ноября 2007 года в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» от 12.02.1993г. N 4468-1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае отсутствия жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Пунктом 2 Приказа Минобороны России от 16 июня 2005 года N 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909» предусмотрена выплата с 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, и в соответствии с Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (приложение N 2 к настоящему приказу).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03 февраля 2010 года № 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых, помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года. Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53 признан недействующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Из вышеуказанных судебных актов усматривается, что для граждан, уволенных с военной службы, снято ранее установленное Постановлением Правительства Российской Федерации N 909 от 31 декабря 2004 года ограничение именно по дате постановки их на учет в списки очередников, на получение жилых помещений (улучшении жилищных условий) в уполномоченные органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопрос о включении в перечень органов исполнительной власти, в которых граждане, уволенные с военной службы, стоят в списках на получения жилья (улучшения жилищных условий) войсковых частей (иных ведомственных структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации) ни Верховным Судом Российской Федерации, ни Конституционным судом Российской Федерации - не рассматривались. Изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 по данному вопросу в установленном действующим законодательством порядке не вносились.
Уполномоченным органом по учету и распределению жилья в Муниципальном образовании "Город Архангельск" является отдел мэрии города Архангельска по учету и распределению жилых помещений (согласно отметки в паспорте истца, Г.В.Н. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства: <адрес>, в/ч 43117. При этом, в городе Санкт-Петербурге также имеется уполномоченная органами исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации организация, осуществляющая контроль вставших на учет граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Фактически истец проживает в г. Северодвинске Архангельской области на основании договора найма <адрес>, принадлежащей Я.Л.С., от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между истцом и Я.Л.С. на 5 лет.
Истцом не представлено доказательств того, что он состоит на учете в каком-либо уполномоченном органе по учету или распределению жилья в <адрес>, или <адрес>.
Истец и его представитель в обоснование своих требований ссылаются на то, что истец состоит в списках очередников по войсковой части 55552, следовательно, полагают, что он имеет право на выплату компенсации за наем жилья.
Вместе с тем, согласно вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации ни войсковые части, ни иные ведомственные структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, в которых граждане, уволенные с военной службы, состоят в списках очередников на получение жилых помещений и улучшение жилищных условий не являются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае материалами дела подтверждается, что истец Г.В.Н., согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ему войсковой частью 55552 (г. Санкт-Петербург, 197101) состоит в списках очередников по войсковой части 55552 на получение жилых помещений, следовательно, истец не подпадает под категорию граждан, уволенных с военной службы, которым должна производиться выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Кроме того, при выяснении вопроса о том, какое именно место жительство было выбрано истцом в качестве постоянного при увольнении со службы, судом принято во внимание, что согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ, истец указывает, что он зарегистрирован в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем просит направить личное дело в военный комиссариат <адрес>, а в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ - просит направить личное дело в военный комиссариат г. Северодвинска по месту временной регистрации. Из приложенных к исковому заявлению копий документов следует, что Г.М.Т. (мать истца), Г.С.В. (супруга истца) зарегистрированы в г. Северодвинске Архангельской области. Данных о том, какое именно место жительства было избрано истцом в качестве постоянного после увольнения со службы не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что денежная компенсация за поднаем жилого помещения в указанный истцом период времени подлежит взысканию с заявленного ответчика - военного комиссариата Архангельской области - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Г.В.Н. к Военному комиссариату Архангельской области о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивировочной части решения путем подачи кассационной жалобы в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Г.В.Гулева
мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года