Дело № 2 - 4021/10 20 декабря 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.А.А. к Военному комиссариату Архангельской области, Министерству обороны Российской Федерации взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения,
о п р е д е л и л:
К.А.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Архангельской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 95920 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы. В настоящее время является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на учете в Военном комиссариате г. Архангельска. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако жилое помещение ему предоставлено не было, в связи с чем, вынужден проживать в съемной квартире на основании договора аренды. Во время прохождения службы компенсация за наем жилого помещения производилась. После увольнения Военный комиссариат Архангельской области отказался выплачивать ему такую компенсацию. Считает данный отказ незаконным. Просит обязать Военный комиссариат Архангельской области выплачивать ему ежемесячную компенсацию за наем до момента предоставления ему жилого помещения, а также компенсировать ему расходы за наем жилья, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 95920 руб. 00 коп.
В судебном заседании истец К.А.А. заявленные требования уточнил. Просил обязать Военный комиссариат Архангельской области выплачивать ему ежемесячную компенсацию за наем до момента предоставления ему жилого помещения, а также компенсировать ему расходы за наем жилья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 88800 руб. 00 коп.
Представитель ответчика - Военного комиссариата Архангельской области - З.А.В., действовавший на основании доверенности, иск К.А.А. не признал, указав, что истец не попадает под категорию граждан, уволенных с военной службы, которым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 909 от 31 декабря 2004 года должна производиться денежная компенсация за наем жилого помещения, поскольку до 01 января 2005 года истец не встал на учет в уполномоченных исполнительными органами субъектов РФ организациях в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица мэрии г. Архангельска - ФИО9, действовавшая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержав доводы стороны ответчика, которые считает основанными на законе.
Представитель третьего лица Архангельской квартирно - эксплуатационной части 605 КЭО 6 Армии ВВС и ПВО МО РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Ранее в судебном заседании с предъявленными истцом К.А.А. исковыми требованиями и доводами в их обоснование не согласился, поддержав доводы стороны ответчика. Кроме того, указывал, что истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих его расходы по оплате квартиры на основании договора аренды.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что решением жилищной комиссии войсковой части 19031 от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник К.А.А. был поставлен на очередь на получение жилого помещения.
Приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник К.А.А., начальник дежурной смены 593 районного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации был уволен с военной службы с зачислением в запас в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по состоянию здоровья). Выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила 29 лет 01 месяц, в льготном исчислении - 40 лет 05 месяцев.
Приказом командира войсковой части 19031 от ДД.ММ.ГГГГ № подполковник К.А.А., начальник дежурной смены № районного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого требования Федерального закона, а также в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 года принято Постановление № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», которым утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Пунктами 2 и 3 данного Положения установлено, что решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лип, уволенных с военной службы.
Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
В развитие норм Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей Министром обороны Российской Федерации издан Приказ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909» от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №, утвердивший Инструкцию по организации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Инструкция).
Пунктом 1 вышеуказанной Инструкции определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации:
Под данными категориями граждан Российской Федерации следует понимать граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, признанных нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054.
Таким образом, право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения имеют лица, которые были уволены с военной службы и встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством до ДД.ММ.ГГГГ.
Уполномоченным органом по учету и распределению жилья в Муниципальном образовании «Город Архангельск» является Отдел по учету и распределению жилых помещений.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательств того, что до ДД.ММ.ГГГГ К.А.А. был поставлен на учет в соответствующей организации, уполномоченной исполнительными органами субъекта Российской Федерации, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий последним суду представлено не было.
Из сообщений службы заместителя мэра г. Архангельска по городскому хозяйству и администрации Октябрьского территориального округа мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в списке граждан, уволенных с военной службы в запас, вставших на учет нуждающихся в получении жилой площади до ДД.ММ.ГГГГ, К.А.А. не числится.
Кроме того, из пояснений представителя мэрии г. Архангельска следует, что на основании пункта 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054, истец за три года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, мог быть поставлен в очередь на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командира (начальника) воинской части. Вместе с тем, такого ходатайства мэрией г. Архангельска получено не было.
Выписка из списка очередников на получение жилых помещений, который ведется в войсковой части, о включении истца ДД.ММ.ГГГГ в такой список, не может быть принята во внимание, поскольку войсковая часть 21514 не является организацией, уполномоченной исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации, на ведение учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения гражданами, уволенными с военной службы, денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 3 - П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» не может быть принята судом во внимание, поскольку сводится к иному толкованию закона.
Согласно договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истец ежемесячно должен был вносить арендную плату в размере 1200 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 3600 руб. 00 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из расписок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что арендодатель В.И.Н. получил от арендатора К.А.А. за сдачу жилья расположенного по адресу: <адрес> по договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 14400 руб. 00 коп. и по договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 82800 руб. 00 коп.
Согласно сообщению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от ДД.ММ.ГГГГ В.И.Н. была представлена декларация о доходах физического лица от сдачи в аренду жилого помещения за 2007 год. За период 2008 - 2009 годы доход от сдачи в аренду жилого помещения налогоплательщиком в декларации не отражен. Уплата налога на доходы от сдачи в аренду жилого помещения за 2008 - 2009 годы налогоплательщиком не производилась.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих расходы истца по оплате квартиры на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения исковых требований К.А.А. к Военному комиссариату Архангельской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований К.А.А. к Военному комиссариату Архангельской области, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации за наем жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение суда составлено 27 декабря 2010 года.