РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-4675/2010 15 декабря 2010 года
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Ляшко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Г.И. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о понуждении к предоставлению льготы по оплате жилого помещения, произведении расчета полагающейся льготы, взыскании расходов по невыплаченной с ДД.ММ.ГГГГ года льготе по оплате жилого помещения,
установил:
В.Г.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (далее по тексту - Отделение СЗН) о понуждении к предоставлению льготы по оплате жилого помещения, произведении расчета полагающейся льготы, взыскании расходов по невыплаченной с ДД.ММ.ГГГГ года льготе по оплате жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что ему как инвалиду II группы ранее ответчиком предоставлялась льгота по оплате жилого помещения. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, ему по вине ответчика, указанная льгота по оплате жилого помещения не предоставляется, а потому просит предоставить такую льготу, предоставлять ее в будущем и взыскать с ответчика расходы по переплаченной им оплате жилого помещения.
В судебном заседании В.Г.И. и его представитель Х.М.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Указали также, что независимо от того, что истец является также ветераном труда, просят предоставить истцу меры социальной поддержки как инвалиду.
Представитель Отделения СЗН К.В.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поскольку истец проживает в приватизированной квартире.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения «Информационно-расчетный центр» И.Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась. Указала при этом, что истцу начисления по коммунальным услугам производит МУ «ИРЦ», тогда как начислениями по оплате жилого помещения занимается ООО «Расчетно-информационный центр».
Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-информационный центр» К.А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился. Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ года из Отделения СЗН поступили списки льготников по оплате жилого помещения, в котором истец не значился, а потому с указанного времени указанная льгота истцу, как инвалиду, предоставляться перестала.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что истец является инвалидом II группы по общему заболеванию, а также ветераном труда.
Меры социальной защиты инвалидов регламентированы Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», тогда как меры социальной поддержки ветеранов труда регламентируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Тогда как меры социальной поддержки ветеранов труда согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы был принят Закон Архангельской области от 10 ноября 2004 года № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан».
Согласно п. 5 ст. 3 указанного Областного закона предусмотрено, что лицу, имеющему одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям, указанным в статье 1 настоящего закона либо в ином нормативном правовом акте, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 31 также предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Как следует из представленной в материалы дела выписки из федерального регистра на ДД.ММ.ГГГГ В.Г.И. состоит в Отделении СЗН на предоставление льгот именно как инвалид, и в областном регистре как ветеран труда не состоит.
Кроме того, в судебном заседании сам истец и его представитель настаивали на том, что льгота по оплате жилого помещения должна быть предоставлена истцу именно как инвалиду.
При таких обстоятельствах, суд рассматривает требования В.Г.И. исходя из норм законодательства о социальной защите инвалидов.
Как указано в ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Аналогичная норма закреплена в п. 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901.
Указанным пунктом, в частности, предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций, имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Во исполнение указанной нормы был принят Закон Архангельской области от 29 ноября 2005 года № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов Архангельской области», согласно которому инвалидам предусмотрена мера социальной поддержки по оплате в размере 50% коммунальных услуг.
Такая мера социальной поддержки В.Г.И. оказывается, что им не отрицалось.
Как указывалось ранее, ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах, отнесенных к частному жилищному фонду, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца и его представителя сводятся к иному толкованию указанных норм права, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований В.Г.И. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о понуждении к предоставлению льготы по оплате жилого помещения, произведении расчета полагающейся льготы, взыскании расходов по невыплаченной с ДД.ММ.ГГГГ года льготе по оплате жилого помещения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года.
Председательствующий Е.В. Акишина