Дело № 2 - 4536/10 «29» декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
при секретаре Москвиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИФНС по г.Архангельску к П.Н.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску (далее - ИФНС по г.Архангельску) обратилась с иском к ответчику П.Н.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2008год в сумме 57191,33руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 570,01руб., мотивируя тем, что органами ГИБДД в порядке установленном п.2 ст.85 НК РФ представлены сведения о том, что за ответчиком зарегистрированы ТС, в том числе автомашина <данные изъяты> и <данные изъяты>. Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2008год, в адрес ответчика направлено уведомление для добровольного исполнения обязанности по уплате налога. Поскольку налог не был уплачен в адрес ответчика направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №. Ответчиком налог и пени не уплачены. В связи с чем просили взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2008год в сумме 57191,33руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 570,01руб. Также просят восстановить срок на обращение в суд с настоящим иском, указывая, что изначально налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа на указанные суммы недоимки по налогу и пени. Судебный приказ был отменен на основании заявления налогоплательщика.
В ходе судебного разбирательства представителем истца исковые требования в связи с частичным погашением долга, а также в связи с уменьшением суммы взыскиваемых пени уточнены. Истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу в сумме 43191руб.33коп. и пени в сумме 328руб.86коп. Представлены дополнительные пояснения, согласно которым налоговым органом ко взысканию заявлены недоимка по транспортному налогу за 2006,2007,2008годы в отношении <данные изъяты> и <данные изъяты> сведения о регистрации которых представлены органами ГИБДД в 2009году.
В судебное заседание представитель истца не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования с учетом заявления об их уменьшении поддерживают.
Ответчик П.Н.С. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что автомашины <данные изъяты> и <данные изъяты> были приобретены им в 1992, 1993гг соответственно. Документов, подтверждающих совершение сделок, а также выдачу доверенности на ТС у него не имеется. Ранее он обращался в органы ГИБДД с целью получения сведений о зарегистрированных на его имя ТС. Однако ему сообщали, что указанные автомашины за ним не числятся. После получения в 2009году налогового уведомления он вновь обратился в органы ГИБДД, где ему была выдана справка о зарегистрированных ТС. В сентябре 2009года на основании его заявления указанные ТС были утилизированы. Также пояснил, что задолженность по налогу им частично уплачена. Единовременно уплатить задолженность по налогу он не имеет возможности, так как является пенсионером. Просит в удовлетворении иска отказать.
Рассмотрев дело, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п.1 ч.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья 363 часть 1 НК РФ предусматривает, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 указанной нормы налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 части 1 статьи 359 НК РФ).
Статьей 1 Областного Закона Архангельской области «О транспортном налоге» № 112-16-ОЗ от 01 октября 2002 года (с последующими изменениями) установлены ставки в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средствах в определенных размерах.
В соответствии со ст. 2 Областного Закона Архангельской области «О транспортном налоге» № 112-16-ОЗ от 01 октября 2002 года (с последующими изменениями), уплата транспортного налога производится в наличной или безналичной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации: - налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, - не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом; (в ред. закона Архангельской области от 19.10.2006 N 246-внеоч.-ОЗ, действующей с 01.01.2007г);
- налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. законов Архангельской области от 19.10.2006 N 246-внеоч.-ОЗ, от 31.10.2007 N 414-21-ОЗ действующей с 01.01.2008г).
Судом установлено, что по сведениям органов ГИБДД представленных в ИФНС по г.Архангельску в 2009году за П.Н.С. зарегистрированы следующие транспортные средства: легковые автомобили <данные изъяты> и <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № о необходимости уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог всего в сумме 57191,33руб., в отношение объектов налогообложения: легкового автомобиля <данные изъяты> за 2008год в сумме 17250руб., за 2006г в сумме 17250руб., за 2007г в сумме 17250руб., а также легкового автомобиля <данные изъяты> за 2008г в сумме 2205руб., за 2006г в сумме 1575руб., за 2007г в сумме 1890руб.
Таким образом, налоговым органом расчет транспортного налога был произведен за три налоговые периода, предшествующих направлению уведомления, а именно за 2006,2007,2008г и в силу действующего налогового законодательства у ответчика как владельца указанных ТС возникла обязанность по уплате транспортного налога.
При этом направление налоговым органом в адрес ответчика налогового уведомления, которым налогоплательщику предложено уплатить транспортный налог за три вышеуказанных налоговых периода, не противоречит положениям пункта 3 ст. 363 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Суд также принимает во внимание, что сведения о зарегистрированных на имя ответчика ТС автомашин <данные изъяты> и <данные изъяты> поступили в налоговый орган только в январе 2009года и ранее налоговым органом в адрес ответчика налоговые уведомления в отношении указанных ТС не направлялись, что подтверждается копиями налоговых уведомлений за 2005,2006г, выпиской по лицевому счету налогоплательщика, отражающим дату начисления недоимки, объяснениями ответчика.
Арифметическая часть расчета транспортного налога судом проверена, является правильной, произведена истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, и ответчиком не оспаривается.
Также материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком факт направления ему в ДД.ММ.ГГГГ указанного выше налогового уведомления.
Однако ответчик ссылается на отсутствие у него обязанности по его исполнению.
Доводы ответчика о том, что зарегистрированные в органах ГИБДД в 1992, 1993гг за ним легковые автомобили <данные изъяты> и <данные изъяты> были проданы в указанные же годы, в связи с чем он не является владельцем указанных ТС, суд считает голословными и необоснованными.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в спорный период в его владении данных транспортных средств, их продажу или совершение иных сделок по отчуждению ТС.
При этом суд руководствуется следующими нормами права:
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 1 ГК РФ физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей в соответствии с договором и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
По смыслу статьи 130 ГК РФ транспортные средства относятся к движимому имуществу.
Согласно п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма в полной мере распространяется на транспортные средства, поскольку их отчуждение не подлежит государственной регистрации (п. 2 данной статьи).
В п. 1 ст. 434 ГК РФ указано, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Статьей 161 ГК РФ определены случаи, когда сделки должны совершаться в простой письменной форме.
Договор купли-продажи автомобилей не требует нотариального удостоверения, но с учетом его стоимости должен быть совершен в письменной форме.
Физическое лицо с момента приобретения автомобиля (передачи ТС) вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им с учетом требований законодательства РФ о государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники.
В силу абз. 1 п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Ответчик не отрицает, что именнопо его заявлению в ДД.ММ.ГГГГ автомашины <данные изъяты> были утилизированы.
Доказательств, подтверждающих совершение в 1992, 1993гг сделок по отчуждению ТС П.Н.С. не представлено.
Более того, из объяснений ответчика следует, что возможно продажа ТС осуществлялась путем выдачи доверенностей.
Учитывая, что в силу ст.186 ГК РФ, доверенность не может быть выдана на срок более трех лет, то по истечении указанного срока владельцем ТС остается лицо выдавшее доверенность.
Пунктом 4 статьи 362 Кодекса на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства.
Следовательно, признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы.
Сведения о регистрации за ответчиком указанных в уведомлении ТС поступили в налоговый орган от уполномоченного органа, что явилось основанием для начисления налога.
Поскольку действующим налоговым законодательством, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, то в силу выше изложенного, с учетом конкретных обстоятельств, возложение налоговым органом на ответчика обязанности по уплате транспортного налога в отношении указанных в налоговом уведомлении ТС является законным и обоснованным.
Материалами дела также подтверждается, что транспортный налог в добровольном порядке ответчиком не был уплачен, в его адрес налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате транспортного налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Данное требование не было исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье судебного участка №4 Октябрьского округа г.Архангельска с заявлением о выдаче судебного приказа. Заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского округа г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления П.Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 Октябрьского округа г.Архангельска с иском к ответчику о взыскании указанной недоимки по транспортному налогу и пени. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд г.Архангельска.
Налоговый орган просит восстановить пропущенный срок на подачу искового заявления, указывая на незначительность пропуска срока и необходимость проведения дополнительной проверки после отмены судебного приказа, в том числе доводов указанных налогоплательщиком в обоснование заявления об отмене судебного приказа.
В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.(абз.3 п.1)
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п.2 ст.45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу п.4, 5 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. (в ред. ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.1,2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с настоящим иском налоговый орган обратился позднее установленного срока.
Вместе с тем суд считает возможным ходатайство налогового органа о восстановлении срока удовлетворить, признав причины пропуска срока уважительными, исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно обращения налогового органа изначально с заявлением о выдаче судебного приказа, его последующей отмены, а также принимая во внимание совокупность всех сроков установленных налоговым законодательством (ст.ст.48,69,70НК РФ), что свидетельствует о незначительности периода пропуска срока.
На основании изложенного, принимая во внимание заявление истца об уменьшении иска в связи с частичным исполнением ответчиком обязанности по уплате транспортного налога, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с П.Н.С. недоимки по транспортному налогу за 2006-2008гг в сумме 43191руб.86коп. подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлены требования о взыскании пени, с учетом заявления об уточнении иска в сумме 328руб.86коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Расчет пени, арифметическая правильность которого проверенасудом, произведен истцом в соответствии с действующим законодательством. Факт нарушения обязательств по уплате налога подтверждается материалами дела.
Со стороны ответчика, контррасчета, а также иных доказательств в опровержение заявленных требований, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, заявленный ИФНС России по г. Архангельску иск о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2006-2008гг и пени, подлежит удовлетворению. С ответчика подлежит взысканию недоимка (задолженность по уплате транспортного налога за 2006,2007,2008гг) в сумме 43191,33руб., а также пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 328,86руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 1505,60руб.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ИФНС по г.Архангельску к П.Н.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени - удовлетворить.
Взыскать с П.Н.С. задолженность по транспортному налогу в сумме 43191(Сорок три тысячи сто девяносто один)руб.33коп., пени в сумме 328(триста двадцать восемь)руб.86коп., с перечислением указанных сумм на счет получателя платежа 40101810500000010003 ОКАТО 11401000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области (г.Архангельск) БИК 041117001
Получатель: УФК МФ РФ по Архангельской области (ИФНС России по г.Архангельску) ИНН 2901061108 КПП 290101001
Код налога 182 1 06 04012 02 1000 110
Код пени 182 1 06 04012 02 2000 110.
Взыскать с П.Н.С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1505(Одна тысяча пятьсот пять) руб.60коп.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий судья: (подпись) И.А. Пыжова
Мотивированное решение изготовлено 11 января 2010года.