Об обжаловании действий (отказа) Администрации Октябрьского округа



Дело №2-4634/2010 22 декабря 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Машутинской И.В.

при секретаре судебных заседаний Поздеевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению С.Н.Е. об оспаривании решения общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа (протокол № 3 от ДД.ММ.ГГГГ), признании нуждающимся в жилом помещении,

установил:

С.Н.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании его нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет на получение жилой площади. В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом 2 группы, участником Великой Отечественной войны, с 1941 года по октябрь 1964 года служил в Советской Армии. С 1985 года зарегистрирован в двухкомнатной благоустроенной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 30,2 кв.м., общей площадью 49,8 кв.м., где проживает по настоящее время. Помимо него в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают супруга и сын. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в общественную жилищную комиссию Октябрьского территориального округа города Архангельска о постановке на очередь на получение жилой площади ему как инвалиду Великой Отечественной войны на основании Федерального закона «О ветеранах». Полагает, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в 1964 году был уволен с военной службы по болезни, а в настоящее время площадь, приходящаяся на каждого члена его семьи, ниже установленной законом учетной нормы. В связи с вышеизложенным считал отказ администрации незаконным и необоснованным.

В судебном заседании С.Н.Е. требования, указанные в заявлении поддержал в полном объеме. Просил суд решение общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) отменить и признать его нуждающимся в жилом помещении с 1965 г., на основании ст. 14 п.1 и п.п. 4 ФЗ «О ветеранах», поставить на учет на получение жилой площади.

Представитель заинтересованного лица мэрии г. Архангельска К.А.С., действовавшая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме. Указала, что согласно Федеральному Закону «О ветеранах», п. 4 ст.14 обеспечение инвалидов Великой Отечественной Войны жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется только в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. С.Н.Е. к категории нуждающихся не относится, так в собственности имеет отдельную благоустроенную квартиру, в которой проживает и зарегистрирован с супругой и сыном. Решение вынесено в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Также ссылалась на то обстоятельство, что заявителем пропущен трехмесячный срок для оспаривания решения.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК Российской Федерации), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что С.Н.Е. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального Закона «О ветеранах».

Согласно справке серии МСЭ-2006 № С.Н.Е. установлена инвалидность второй группы по ранению, полученному при защите СССР бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ заявитель зарегистрирован в двухкомнатной благоустроенной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 30,2 кв.м., общей площадью 49,8 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ С.Н.Е. обратился в администрацию Октябрьского территориального округа мэрии г. Архангельска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям указанным в Федеральном Законе «О ветеранах» с приложением всех необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии по Октябрьскому территориальному округу.

Согласно п. 17 протокола общественной жилищной комиссии по Октябрьскому территориальному округу от ДД.ММ.ГГГГ заявление С.Н.Е., 1922 года рождения, в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, было оставлено без удовлетворения, по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях).

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что инвалидам войны предоставляется в том числе такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Архангельской области. Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58 - па был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

В силу пунктов 4-5 вышеуказанного Порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий применительно к настоящему Порядку в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются следующие граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Жилищным Кодексом Российской Федерации и Областным законом от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма".

Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Архангельского городского Совета от 27 июля 2005 года № 23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В судебном заседании установлено, и подтверждается имеющейся в деле поквартирной карточкой, что в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы также: С.Т.И. (жена), С.А.Н. (сын). Указанное жилое помещение имеет общую площадь, равную 49,8 кв.м.

Из содержания поквартирной карточки усматривается, что С.Н.Е. является собственником жилого помещения - квартиры общей площадью 49,8 кв.м., расположенной по адресу: г Архангельск, <адрес>.

Частью 2 статьи 51 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 1 Областного Закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социальной найма» от 20 сентября 2005 года № 79 - 5 - ОЗ определено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения С.Н.Е. составляет 16,60 кв.м, что превышает размер учетной площади.

Судом отклоняются доводы С.Н.Е. о том, что он не был извещен о дне и времени заседания комиссии, а жилое помещение необходимо ему, чтобы помочь улучшить жилищные условия его сына, поскольку данные доводы не имеют правового значения. Порядок определения обеспеченности жилой площадью установлен законом и не поставлен в зависимость от наличия (отсутствия) жилого помещения у других лиц.

Ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды подлежат обеспечению жильем в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение, что заявитель не является нуждающимся в жилом помещении, то оснований для обеспечения его жилым помещением не имеется.

Согласно п. 1.6 Положения о городской жилищной комиссии, утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 21.11.196 г. № 256, решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии оформляются протоколами за подписью председателя комиссии и секретаря. Решение комиссии могут приниматься в порядке опроса ее членов.

Извещение граждан о дне и времени заседании комиссии, данным Положением не предусмотрено.

Оценив представленные документы, суд считает, что процедура, сроки вынесения решения, направление уведомления о принятом решении заявителю, общественной жилищной комиссией по Октябрьскому территориальному округу соблюдены.

Представителем заинтересованного лица заявлено о применении срока для оспаривания решения.

Согласно изложенным в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснениям, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Как усматривается из материалов дела и подтверждается объяснениями представителя заинтересованного лица, уведомление о том, что заявление С.Н.Е. о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении было рассмотрено на заседании общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и было оставлено без удовлетворения по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, было направлено ДД.ММ.ГГГГ

Заявитель данный факт не оспаривал.

Таким образом, срок на подачу заявления в суд об оспаривании решения общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа следует исчислять со дня их получения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Последним днем установленного действующим законодательством срока является ДД.ММ.ГГГГ.

Заявление в Октябрьский районный суд г. Архангельска поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, т.е. за пределами установленного законом срока.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ заявитель просит восстановить предусмотренный процессуальный срок на оспаривание решения, т.к. он был пропущен по уважительной причине. В качестве таковой указывает на то, что с 05 мая по ДД.ММ.ГГГГ заявитель находился на лечении в ГУЗ «Архангельский Областной медицинский центр», с 29 мая по 09 июня в МУЗ «Первая городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Е.Е. Волосевич», с 16 июля по ДД.ММ.ГГГГ в ГУЗ «Архангельский Областной медицинский центр».

При таких обстоятельствах, срок на оспаривание решения общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа пропущен заявителем при отсутствии к тому уважительных причин, поскольку, согласно пояснения заявителя в судебном заседании, с 29 июля на стационарном лечении он не находился, а наблюдался только по месту жительства у участкового врача.

Каких-либо иных причин невозможности своевременно обратиться в суд, заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения требований С.Н.Е. о признании решения общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным и признании его нуждающимся в жилом помещении с 1965 г., на основании ФЗ «О ветеранах», постановке на учет на получение жилой площади отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления С.Н.Е. об оспаривании решения общественной жилищной комиссии Октябрьского территориального округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), признании нуждающимся в жилом помещении - отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Судья И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2010 г.