Дело № 2-4720/2010 24 декабря 2010 года
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕОктябрьский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Соломбальского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска в части организации обучения в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования основам военной службы незаконными, обязании обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Соломбальского района города Архангельска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска в части организации обучения в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования основам военной службы незаконными, обязании обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Соломбальского района была проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в муниципальных образовательных учреждениях Соломбальского района города Архангельска. Проверка показала о ненадлежащем исполнении требований законодательства администрацией МО «Город Архангельск». Так, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» отсутствуют: предметный кабинет, спортивный городок, элементы полосы препятствий, технические средства учения. Полагают, что таким образом, права неопределенного круга несовершеннолетних, проживающих на территории Соломбальского, Маймаксанского, Северного округов Соломбальского района города Архангельска посещающих и желающих посещать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54», нарушены.
В судебном заседании прокурор Р.А.В. уточнила требования, просила обязать Муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами в части постройки спортивного городка с элементами полосы препятствий и обеспечением школы техническими средствами обучения за счет средств МО «Город Архангельск» и Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по подготовке граждан по основам военной службы в муниципальных учреждениях в течении 2011-2012 учебного года.
Представитель ответчика мэрии г.Архангельска Е.О.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что изучение теоретической и практической части курса «Основы военного дела», в том числе разборка и сборка автомата, знакомство с бытом военнослужащих, выполнение практических стрельб из ручного стрелкового оружия, посещение УМЦ по ГО и ЧС, организуются с привлечением специалистов военного комиссариата и представителей воинских частей. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Приказа Минобороны России и Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением мэра города Архангельска «о проведении пятидневных учебных сборов с гражданами, проходящими подготовку по основам военной службы" для обучающихся (юношей) 10 классов ежегодно проводятся учебные сборы. Продолжительность учебных сборов 5 дней. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется в соответствии с расчетом часов по предметам обучения, учебно-тематическим планом и распорядком дня (приложения № Приказа Минобороны России и Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №).
В муниципальных образовательных учреждениях города Архангельска обучение граждан начальным знаниям в области обороны иих подготовка по основам военной службыосуществляется преподавателями ОБЖ, прошедшими курсовую подготовку. В МОУ СОШ № планируется курсовая подготовка преподавателя ОБЖ О,А.В. по теме: «Современные научно-методические подходы к преподаванию ОБЖ в условиях вариативности содержания» при ГАОУ АО ИППК РО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Повышение квалификации учителей ОБЖ осуществляется в рамках курсовой переподготовки 1 раз в 5 лет на базе ГАОУ АО ИППК РО. Департаментом образования мэрии города Архангельска организовано повышение квалификации учителей ОБЖ в межкурсовой период через организацию семинаров по темам: «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана», «Организация и проведение 5-дневных учебных сборов с обучающимися 10-х классов (юношами) муниципальных образовательных учреждений города Архангельска», «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции, компетентности в области преподавания предмета». Ежегодно опыт работы учителей ОБЖ транслируется через открытые уроки. Также учителя ОБЖ города включены в составы муниципальной предметно-методической комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по разработке олимпиадных заданий. Департамент образования мэрии города Архангельска, как главный распорядитель бюджетных средств, распределяет субвенции из областного бюджета, предусмотренные на реализацию общеобразовательных программ, каждому образовательному учреждению по установленным нормативам подушевого финансирования, которые утверждаются распорядительными актами мэрии города. Руководитель учреждения, как распорядитель средств, самостоятельно определяет приоритеты образовательной деятельности учреждения, и направление расходования бюджетных средств, выделенных на функционирование учреждения, в том числе на военно-патриотическое воспитание детей и оснащение материально-технической базы.
На основании вышеизложенного, полагают, что бездействие МО «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска в части организации обучения в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования основам военной службы не доказано, требование об обязании обеспечить МОУ СОШ № 54 учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами незаконно и необоснованно.
Представитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили. В предварительном судебном заседании директор школы С.И.С. пояснила, что осенью 2010 года школой были приобретены технические средства в кабинет ОБЖ, учебники. Спортивного городка с элементами полосы препятствий у школы не имеется.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прoгpecca общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
В целях обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» введено обучение учащихся начальным знаниям области обороны и их подготовка по основам военной службы.
Указанные цели новой системы подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях изложены в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 134-р, созданной в рамках национального проекта «Образование».
Обязательная подготовка граждан к военной службе в форме обучения (подготовки) по основам военной службы ведется на базе образовательных учрежденийсреднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в учебных пунктах организаций. Образовательный процесс регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам,дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно, на основе базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, утвержденных Министерством образования по согласованию с Министерством обороны РФ. По усмотрению законодателя подготовка граждан по основам военной службы должна охватывать два последних года обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы ведется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами в обязательном порядке, а граждан женского пола - в добровольном порядке.
В соответствии со ст. ст. 11, 12, 13, 17 Федерального Закона РФ от 28.03.1998 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 14 Закона РФ «Об образовании», ч.ч. 6, 7 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства от 31.12.1999г. № 1441 подготовка граждан по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, подбор преподавателей осуществляется из числа офицеров, пребывающих в запасе, имеющих высшее или среднее военное образование, а также выпускников военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования, обладающих необходимыми знаниями и высокими морально-деловыми качествами.
Судом установлено, что прокуратурой Соломбальского района была проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в муниципальных образовательных учреждениях Соломбальского района города Архангельска.
Проверка показала о ненадлежащем исполнении требований законодательства администрацией МО «Город Архангельск».
В рамках проверки было установлено, что в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» отсутствуют: предметный кабинет, спортивный городок, элементы полосы препятствий, технические средства обучения.
Анализ состояния учебно-материальной базы в образовательном учреждении, расположенном на территории Соломбальского района города Архангельска, свидетельствует о его несоответствие требованиям Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, утвержденной совместным приказом Минобороны и Минобразования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96, 134.
Предметы требуемой учебно-материальной базы перечислены в приложении к указанной Инструкции.
Причиной недостаточной оснащенности материально-технической базы образовательного учреждения, было установлено - отсутствие надлежащего финансирования на реализацию образовательных программ с уклоном на военно-патриотическое воспитание детей.
В ходе рассмотрения данного дела судом было установлено, подтверждается материалами дела, что в настоящее время в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» имеется предметный кабинет для предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», закуплены учебные и наглядные пособия по ОБЖ.
Как пояснила в предварительном судебном заседании директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54», работа по техническим и военно-прикладным видам спорта, которая входит в основы военной службы, не проводится надлежащим образом, в виду отсутствия необходимого снаряжения, в школе спортивный городок с элементами полосы препятствий, технические средства в полном объеме отсутствуют.
В соответствии с п.п. 12, 14, 23, 30 ст. 14, ст. 14.1 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25.11.1997 г., ст.ст. 11, 31 ФЗ «Об образовании», ст. ст. 11-14 Федерального закона РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в компетенцию органов местного самоуправления входит организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; организация военно-патриотического воспитания граждан, направленного на развитие патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженных сил.
В соответствии с п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 15 указанного закона в компетенцию органов местного самоуправления и муниципального района входит формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального поселения, района, контроль за исполнением данного бюджета.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», финансирование расходов на подготовку граждан по основам военной службы осуществляется в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, содержащихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств, выделяемых субъектам Федерации из федерального бюджета.
В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2006 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части обязания Муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами в части постройки спортивного городка с элементами полосы препятствий и обеспечением школы техническими средствами обучения за счет средств МО «Город Архангельск» и Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по подготовке граждан по основам военной службы в муниципальных учреждениях, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Принимая во внимание то обстоятельство, что отсутствие учебно-материальной базы для занятий по основам военной службы влечет снижение заинтересованности молодежи в достойном служении Отечеству, в том числе в рядах Российской Армии, необходимо обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами в части постройки спортивного городка с элементами полосы препятствий и обеспечением школы техническими средствами в кратчайшие сроки, решение суда необходимо исполнить в срок в течение 2011-2012 учебного года
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора Соломбальского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Муниципального образования «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска в части организации обучения в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования основам военной службы незаконными, обязании обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии г. Архангельска обеспечить МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54» учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами в части постройки спортивного городка с элементами полосы препятствий и обеспечением школы техническими средствами обучения за счет средств МО «Город Архангельск» и Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по подготовке граждан по основам военной службы в муниципальных учреждениях в течении 2011-2012 учебного года.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационной представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2010 г.