О признании решения жилищно-бытовой комиссии УВД незаконным



Дело №

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«13» января 2011 года город Архангельск

Октябрьский районный суд г.Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Поздеевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Б.Л.И., Б.К.Б., Щ.Ю.Б., действующей в интересах себя и несовершеннолетнего Щ.И.А. к Управлению внутренних дел по Архангельской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к УВД по Архангельской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии. Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии УВД по Архангельской области, решением которой постановлено было исключить Б.Б.Д. из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», снять с жилищного учета УВД по Архангельской области Б.Б.Д. в связи со смертью.

С данным решением истцы не согласны. Б.Б.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах МВД России в г.Архангельске и был уволен с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья, общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляла 27 лет 2 месяца 16 дней. Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ из списков граждан-участников программы «Жилище» на 2002-2010 годы УВД Архангельской области, Б.Б.Д. поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, очередь за №, состав семьи 5 человек. К членам семьи Б.Б.Д. относятся: Б.Л.И. - жена, Б.К.Б. - сын, Щ.Ю.Б. - дочь, Щ.И.А. - внук. Б.Б.Д. скончался ДД.ММ.ГГГГ Полагают, что в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, члены семьи участника программы имеют такое же право на участие и реализацию своих прав в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В судебном заседании истец Б.Л.И. требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Полагает, что после смерти супруга право на получение жилищного сертификата перешло к ней и членам семьи.

Истец Щ.Ю.Б., участвующая в деле за себя и как законный представитель несовершеннолетнего Щ.И.А. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Считает, что члены семьи умершего должны иметь право на получение государственного жилищного сертификата, а ответчик необоснованно и незаконно исключил их из участников подпрограммы.

Представитель Щ.Ю.Б. Р.А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме. Просил суд признать решение жилищно-бытовой комиссии УВД по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части:исключения Б.Б.Д. из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании п. А ст. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, т.к. члены семьи Б.Б.Д. не относятся ни к одной из указанных категорий в п. 5 настоящих Правил; снятие с жилищного учета УВД по Архангельской области Б.Б.Д. в связи со смертью считать незаконным;обязать ответчика УВД по Архангельской области предоставить членам семьи умершего Б.Б.Д., за счет средств федерального бюджета, социальную выплату на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Истец Б.К.Б. извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, своего представителя в суд не направил.

Представитель ответчика УВД по Архангельской области С.Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала. Указала, что истцы в обоснование своих требований ошибочно ссылаются на абзац 4 подпункта «г» пункта 5 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Б.Б.Д. на момент смерти был на пенсии, а не проходил службу в органах УВД по Архангельской области. Не оспаривая тот факт, что Б.Б.Д. с 1986 года был включен в списки на получение жилого помещения, указывает на то, что он был снят с жилищного учета и исключен из списков в связи со смертью.

Суд, заслушав доводы истцов и их представителя, представителя ответчика, обозрев материалы учетного дела № на Б.Б.Д., исследовав материалы гражданского дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Так, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Конституция Российской Федерации закрепляет, что отдельным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, сотрудников милиции и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности службы в органах внутренних дел, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «6» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), служба в милиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением правопорядка и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим определяется особый правовой статус сотрудников милиции, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О милиции" гарантировал сотрудникам милиции предоставление жилых помещений, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Помимо этого, Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 -2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", которыми определен круг лиц, которые признаются участниками программы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила).

Согласно п.2 Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

В силу подпункта "г" пункта 5 Правил право на участие в названной подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ:

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)

граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах Российской Федерации до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Согласно вышеуказанным правовым актам, участие в Программе добровольное и является одним из способов реализации права граждан на жилье, гарантированного Конституцией РФ и Федеральным законом «О милиции».

Судом установлено, что в период с 1974 по 1997 г.г. Б.Б.Д. проходил службу в органах внутренних дел на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (л.д. 53).

Приказом УВД Архангельской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Б.Б.Д. уволен из органов внутренних дел по ст. 58 п. «З» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет в календарном исчислении на момент увольнения составляла - 27 лет 02 месяца 16 дней (л.д.53).

Согласно Протокола № 1 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УВД Архангельского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ Б.Б.Д. - старший инспектор ОИО, состав семьи - 4 человека, проживает <адрес> отдельной двухкомнатной квартире, жилой площадью 28,2 кв. м, в благоустроенном панельном доме, был поставлен на учет на улучшение жилищных условий.

Решением Жилищно-бытовой комиссии УВД по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Б.Б.Д. был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Состав семьи 5 человек (он, жена - Б.Л.И., сын - Б.К.Б., 1983 г.р., дочь - Щ.Ю.Б., 1974 г.р., а также внук - Щ.И.А., признанный членом семьи Б.Б.Д. на основании решения Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрированы по адресу: <адрес> жилого помещения составляет 44,9 квадратных метров. Собственниками квартиры на праве общедолевой собственности являются Б.Л.И. и Щ.И.А. Остальные члены семьи жилых помещений в собственности не имеют.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Б.Б.Д. состоял в очереди на получение жилья под номером 3 (список утвержден на заседании жилищно-бытовой комиссии).

ДД.ММ.ГГГГ Б.Б.Д. умер, данный факт подтверждается свидетельством о смерти I-ИГ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12)

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии УВД по АО (Протокол №) Б.Б.Д. был исключен из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании п. А ст. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, так как члены семьи Б.Б.Д. не относятся ни к одной из указанных категорий в п. 5 настоящих Правил; снят с жилищного учета УВД по Архангельской области в связи со смертью.

Данное решение является неправомерным по следующим основаниям.

Данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для ухудшения положения истцов и ограничивать их право на жилище. Иное противоречило бы общим началам и смыслу действующего законодательства.

Материалами дела подтверждается, что Истцы (члены семьи умершего) жильем не обеспечены.

При таких обстоятельствах оснований для исключения Б.Б.Д. из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не имеется.

В связи с этим, по мнению суда, после смерти Б.Б.Д. возникшее у истцов как членов его семьи право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения сохраняется.

Ссылки представителя ответчика на подпункт «в» пункта 5 Правил, в соответствии с которым право на участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы» имеют в том числе, члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), не могут быть приняты во внимание.

Согласно п. п. «а» п. 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, трудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином-участником подпрограммы.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что заявление о включении в состав участников указанной подпрограммы Б.Б.Д. не отзывал, а его право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения им при жизни утрачено не было, равно как и не было реализовано по независящим от него причинам.

Участие Б.Б.Д. в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» предусмотрено Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

На основании подп. «А» п. 5 указанного Постановления право на участие в подпрограмме имеют в том числе, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с п. 6 Постановления участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Таким образом, Б.Б.Д. выразил свою волю на осуществление права на получение жилищного сертификата, процедура, порядок, условия и последовательность осуществления действий для получения сертификата им не были нарушены, но по независящим от него причинам он не получил сертификат и поэтому к истцам, включая Б.Л.И., Б.К.Б., Щ.Ю.Б. и Щ.И.А., как к членам семьи участника подпрограммы после его смерти перешло право на получение жилищного сертификата.

В этой связи, исходя из положений п. 6,18,19 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» следует, что члены семьи Б.Б.Д. имеют право на получение дополнительных мер социальной защиты, в том числе, посредством получения жилищной субсидии или предоставления жилья в натуре.

Ответчиком не представлено суду доказательств, безусловно подтверждающих то обстоятельство, что работодателем исполнена публично-правовая обязанность по обеспечению Б.Б.Д. (отца и мужа Истцов) при жизни, как сотрудника милиции, жильем.

Таким образом, в отношении истцов, по мнению суда, основания к отказу отсутствовали. Ответчик, исходя из положений вышеназванных норм, не имел законных оснований для исключения истцов из состава кандидатов на участие в подпрограмме, так как на момент рассмотрения заявления Б.Б.Д. о включении в число граждан-участников подпрограммы, он и члены его семьи были признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и имели право на участие в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты».

Ссылки ответчика на п. 10 Постановления Правительства от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», где указано, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства, суд находит несостоятельными.

Статьей 30 Жилищного кодекса РСФССР, было предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Доводы ответчика в данной части основываются на ином толковании положений части 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и фактически сводятся к его неправильному применению к спорным правоотношениям, в то время как, основания для нахождения истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом, действовавшим на момент постановки Б.Б.Д. на учет до вступления в силу ЖК РФ, истцами утрачены не были.

Из содержания данных правовых норм не следует, что супруги должны состоять в разных очередях, а не по месту работы одного из супругов, поскольку в данном случае решается вопрос о предоставлении жилья, приобретенного за счет средств федерального бюджета сотруднику органов внутренних дел, подлежащего увольнению (уволенного) и членам его семьи.

На основании вышеизложенного, с учетом специфики сложившейся у истцов ситуации, того обстоятельства, что они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к гражданам - участникам подпрограммы установленным в п. 5 Правил, того факта, что их семья состояла на учете по месту службы Б.Б.Д., как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, право истцов подлежит защите.

Таким образом, отказ ответчика в данном случае необоснован и препятствует получению истцами жилья, не позволяя реализовать предусмотренное статьей 40 Конституции РФ право на жилище.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче данного иска в суд истцом Щ.Ю.Б. произведена уплата государственной пошлины в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Б.Л.И., Б.К.Б., Щ.Ю.Б., действующей в интересах себя и несовершеннолетнего Щ.И.А. к Управлению внутренних дел по Архангельской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления внутренних дел по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ в части:

исключения Б.Б.Д. из списка кандидатов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании п. А ст. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, т.к. члены семьи Б.Б.Д. не относятся ни к одной из указанных категорий в п. 5 настоящих Правил; снятия с жилищного учета УВД по Архангельской области Б.Б.Д. в связи со смертью.

Обязать Управление внутренних дел по Архангельской области предоставить членам семьи умершего Б.Б.Д., включая супругу Б.Б.Д. Б.Л.И., сына - Б.К.Б., дочь Щ.Ю.Б., внука - Щ.И.А. за счет средств федерального бюджета, социальную выплату на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Взыскать с Управления внутренних дел по Архангельской области в пользу Щ.Ю.Б. государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд.

Судья И.В. Машутинская

Мотивированная часть решения изготовлена 18 января 2011 года