Дело № 2-4491/2010 10 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре судебных заседаний Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.В.Б. к Министерству строительства Архангельской области, администрации Муниципального образования «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в 2011 году,
установил:
М.В.Б. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Архангельской области, администрации Муниципального образования «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в 2011 году. В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом первой группы. ДД.ММ.ГГГГ была поставлена в очередь в администрации МО «Мезенский район» на получение государственного жилищного сертификата в рамках проведения мероприятий по переселению граждан из районов Крайнего Севера. Впоследствии по неизвестной ей причине была снята с указанной очереди. На основании представления прокурора Мезенского района была восстановлена в указанной очереди с первоначальной даты обращения. Постановлением главы администрации Муниципального образования «Мезенский район» ДД.ММ.ГГГГ она была восстановлена в списках, затем сведения были переданы в Министерство строительства Архангельской области. Однако сводный список граждан на 2011 год по области был уже сформирован, поэтому Министерство строительства Архангельской области не включило ее в указанный список с первоначальной даты обращения.
В судебное заседание истец и ее представитель П.Т.Н., извещенные о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель Министерства строительства Архангельской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. Представили письменный отзыв о несогласии с иском. Указали, что включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
Представитель администрации Муниципального образования «Мезенский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представили письменное заявление о согласии на рассмотрение дела без их участия.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Истец обратилась с заявлением на имя главы администрации Мезенского района о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, установленных федеральным законодательством» с учетом состава ее семьи.
Согласно выписке из книги регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по МО «Мезенский район», заявление М.В.Б. было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под № 886.
Постановлением администрации Муниципального образования «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ № М.В.Б. поставлена на учет для получения жилищной субсидии для строительства или приобретения жилья за пределами Архангельской области за №.
Впоследствии администрацией МО «Мезенский район» М.В.Б. была снята с указанной очереди. Какого-либо письменного решения, уведомления не выносилось и в адрес участника подпрограммы не направлялось.
ДД.ММ.ГГГГ М.В.Б. вновь обратился в администрацию МО «Мезенский район» с заявлением о включении ее и членов ее семьи в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения.
По указанному заявлению в администрации МО «Мезенский район» было заведено учетное дело и М.В.Б. включена в список граждан на получение государственного жилищного сертификата под № 1167 от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписке из списка граждан - получателей жилищных субсидий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по МО «Мезенский район» по финансированию на 2011 год семья М.В.Б. в категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» категории «инвалиды» значится под № 55 с указанием даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по Архангельской области категории «инвалиды» М.В.Б. значится под № 144.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Муниципального образования «Мезенский район» и.о. прокурора Мезенского района было внесено представление о принятии в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ решения о восстановлении М.В.Б., а также членов ее семьи, в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с даты первоначального обращения с заявлением и постановки на учет; а также направлении данной информации в Министерство строительства Архангельской области для включения в сводный список граждан - получателей сертификатов в 2010 году.
Постановлением администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ № М.В.Б. и члены ее семьи были восстановлены в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и в списке граждан, изъявивших желание получить сертификат, с даты первоначального обращения с заявлением и постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ исх. № принятое постановление было направлено в адрес Министерства строительства Архангельской области для внесения изменений в списки граждан на 2011 год.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства Архангельской области сообщило в адрес администрации МО «Мезенский район», что внесение изменений в утвержденные сводные списки законодательством не предусмотрено.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.
Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ст. 37 ч. 3; ст. 40; ст. 27 ч. 1; ст. 35 ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной защите.
Администрация МО «Мезенский район», в обоснование снятия М.В.Б. с очереди на переселение из районов Крайнего Севера, указала, что М.В.Б. в силу положений Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее по тексту - Положение) не были представлены необходимые документы для получения государственного жилищного сертификата.
Между тем, указанный Федеральный закон и утвержденное Правительством РФ «Положение…» предусматривают порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, тогда как истец состояла на таком учете с 2002 года, указанной социальной выплаты не получила, а потому повторной регистрации ей не требовалось.
Кроме того, статья под названием «О перерегистрации лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера» в газете «Север» от 23 апреля 2004 года, в которой граждане - участники данной программы были проинформированы о необходимости представления документов и соответствующей перерегистрации, не свидетельствует о необходимости безусловного предоставления таких документов. В указанной статье было указано на то, что администрация МО «Мезенский район» просит граждан, состоящих в очереди на переселение, предоставить в отдел архитектуры и строительства необходимые документы для приведения списка указанных граждан в порядок и их перерегистрации. При этом сам Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» никакой перерегистрации не требовал.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что М.В.Б., не получившая, на момент вступления указанного Федерального закона в силу, социальных выплат для приобретения жилья, никаких дополнительных документов представлять была не должна.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается, как указано в ст. 10 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правительством Российской Федерации.
В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее по тексту - Правила), право на участие в которой имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 26 Правил) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).
При этом, то обстоятельство, что постановление администрации МО «Мезенский район» о восстановлении М.В.Б. в списках с даты первоначального обращения было принято лишь ДД.ММ.ГГГГ, не может и не должно нарушать конституционные права истца на получение жилищной субсидии.
Указанный список граждан, сформированный органом местного самоуправления, должен был быть изменен и мог быть изменен до формирования органом исполнительной власти субъекта РФ сводного списка.
Ссылка представителя Министерства строительства Архангельской области о том, что включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается, в данном случае не состоятельна.
Пункт 26 Правил, на который ссылается представитель Министерства строительства Архангельской области, предусматривает лишь, что не допустимо включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения. Вместе с тем данная норма не запрещает вносить изменения (в том числе основания для постановки на учет, дату постановки на учет) в сформированный сводный список в отношении уже включенных в него граждан - участников подпрограммы.
То обстоятельство, что в постановлении администрации МО «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ, которым М.В.Б. была восстановлена в указанной очереди с даты первоначального обращения, в п. 3 было указано о направлении этого постановления в Министерство строительства Архангельской области для включения его в список граждан - получателей сертификатов в 2010 году, тогда как формировался список на 2011 год, также не может свидетельствовать о законности действий Министерства строительства Архангельской области.
Как следует из отзыва на исковое заявление Министерства строительства Архангельской области жилищные сертификаты гражданам - участникам программы, состоящим в списках на 2010 год, были выданы в период с 01 апреля по ДД.ММ.ГГГГ.
А поскольку на момент восстановления М.В.Б. в списках с первоначальной даты обращения, формировался список граждан - участников программы на 2011 год, то этот список и должен был быть уточнен с учетом измененной даты постановки на учет М.В.Б.
Помимо изложенного, п. 26 Правил предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, до 1 сентября года, предшествующего планируемому.
Постановление администрации МО «Мезенский район» было издано ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день направлено в Министерство строительства Архангельской области, и именно последний, с учетом измененных данных о постановке на учет М.В.Б., должен был уточнить указанный список, не включая в него дополнительного участника, и направить уточненный список государственному заказчику.
То, что сводный список органом исполнительной власти был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, также не свидетельствует о законности действий Министерства строительства Архангельской области и невозможности уточнения указанного списка в отношении уже включенной в такой список М.В.Б.
При вышеизложенных обстоятельствах дела, учитывая, что администрацией МО «Мезенский район» М.В.Б. была восстановлена в очереди на получение государственного жилищного сертификата с даты первоначального обращения, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца данным ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований М.В.Б. к администрации МО «Мезенский район».
При этом, учитывая, что действиями второго ответчика Министерства строительства Архангельской области права и законные интересы истца нарушены, требования М.В.Б. о включении ее в список получателей государственного жилищного сертификата в 2011 году подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования М.В.Б. к Министерству строительства Архангельской области, администрации Муниципального образования «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в 2011 году - удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства Архангельской области включить М.В.Б. с составом семьи четыре человека, включая К.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, П.Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственные обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2011 год по Архангельской области федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» категория «инвалиды» с даты первоначального обращения с заявлением и постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении требований М.В.Б. к администрации Муниципального образования «Мезенский район» о включении в список получателей государственного жилищного сертификата в 2011 году - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2010 года.