Дело № 2-4492/2010 21 декабря 2010 года
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕОктябрьский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Е.Г. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Е.Е.Г. обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 1995 г. его матери были предоставлены две смежные комнаты в коммунальной квартире в маневренном фонде по адресу <адрес> ком. 17-18. По окончании восьмого класса истец получил паспорт без штампа регистрации и уехал поступать в Суворовское Военное училище в город Санкт-Петербург, штамп регистрации ставить не стал, так как ему пояснили, что если он поступит в училище, то там зарегистрируют при Министерстве обороны, но он не поступил и приехал обратно заканчивать в школе-интернате девятый класс. По окончании Детского дома, жильем истец обеспечен не был. При получении нового паспорта в связи с достижением 20-летнего возраста, ему автоматически поставили в паспорте регистрацию по адресу <адрес>. По указанному в паспорте регистрационному адресу <адрес> проживает его родная сестра О.Е.Г. с мужем и двумя малолетними детьми. Отношения с сестрой неприязненные. Комнаты смежные и истцу нет никакой возможности заселиться по этому адресу, он вынужден снимать комнату в общежитии. Просит суд обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании Е.Е.Г. уточнил исковые требования, просил обязать мэрию города Архангельска предоставить ему благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям города Архангельска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 15 квадратных метров, расположенной в черте города Архангельска, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей.
Представители истца Д.Л.А., В.В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям и доводам, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика мэрии г.Архангельска С.С.Н. с исковыми требованиями не согласен, мотивируя тем, что на момент лишения родительского попечения Е.Е.Г. имел закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес> ком. 17,18. Указанное жилое помещение не утрачено, непригодным не признано, истец имеет постоянную регистрацию.
Представитель органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, причин неявки суду не сообщили.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.1.ст.7 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства вне очереди в случае, если они не имеют закрепленного жилого помещения.
Судом установлено, что Е.Е.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Е.Л.А., на состав семьи из трех человек, включая Истца и его сестру Е.Е.Г.., на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, по адресу: <адрес>, комнаты №,18.
Истец и его сестра зарегистрированы в данном жилом помещении по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, что также подтверждается поквартирной карточкой.
Родители Е.Е.Г. - отец Е.Г.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Е.Л.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы администрации Северного округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № за Е.Е.Г. закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес> комнаты №,18.
Согласно пункту 7 ст. 13 ЖК РФ определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Реализуя эти полномочия, Архангельское областное собрание депутатов приняло областной закон от 20.09.2005 N 79-5-03 (ред. от 19.11.2010) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма».
Органы местного самоуправления не вправе изменять или отменять порядок ведения учета граждан, установленный органом государственной власти субъекта федерации, они обязаны неукоснительно соблюдать указанный порядок, поскольку пунктом 3 части 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 6.1 названного областного закона на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа:
1) не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения;
2) имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях);
3)имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке установленном законодательством РФ. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.
Как следует из материалов дела, подтверждается пояснения участниками судебного разбирательства, на момент лишения родительского попечения Е.Е.Г. имел закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, ком. 17, 18. Указанное жилое помещение не утрачено, в установленном порядке не пригодным для проживания не признано.
Истец в обоснование своих доводов также ссылается на письмо департамента здравоохранения и социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что при обследовании жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ специалистом органа опеки и попечительства установлено, что вселение Истца в него невозможно ввиду стесненных условий проживания семьи Оборовской Е.Г., а также неудовлетворительного состояния мест общего пользования коммунальной квартиры.
Суд к указанному доводу относится критически, поскольку наличие такого заключения в силу прямого указания пункта 3 части 2ст. 6.1 упомянутого выше областного закона не является единственным необходимым условием для постановки Е.Е.Г. на учет и обеспечения его жилым помещением вне очереди.
Суд также учитывает отсутствие возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством РФ. В судебном заседании не оспаривалось, что ни Е.Г.В., ни органы опеки и попечительства в его интересах не обращались в суд с иском о выселении Оборовской и членов ее семьи, ни с иском о принудительном обмене жилого помещения по адресу: <адрес>, ком. 17, 18.
Между тем, из текста пункта 3 части 2 ст. 6.1 областного закона «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» следует, что для постановки гражданина из числа детей-сирот на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, необходимо одновременное наличие этих двух оснований: и невозможности совместного проживания, подтвержденной заключением органа опеки и попечительства, и отсутствие возможности обмена или выселения лиц, совместное проживание с которыми невозможно.
Свидетель П.В.П. пояснила, что за Истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где его матери было предоставлено в маневренном жилом фонде две комнаты.
Свидетель Д.Л.Л. пояснила, что Истец состоит на общей очереди по предоставлению жилого помещения. Дом, расположенный по <адрес> непригодным не признан, заявление о признании дома непригодным не подавалось. В настоящее время, в силу действующего законодательства, Истец не имеет права не внеочередное предоставление жилого помещения.
Свидетель С.В.Л. пояснила, что Истец относился к категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обращался в администрацию Северного округа о предоставлении ему жилого помещения. Свидетель выходила по адресу <адрес>, комнаты 17-18, в г. Архангельске. В связи с чем было дано заключение о невозможности проживания из-за неудовлетворительного состояния мест общего пользования коммунальной квартиры. Истец состоит на очереди в администрации округа для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, свидетели, предупрежденные об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, подтвердили, что жилое помещение по <адрес>, в установленном законом порядке не пригодным не признано.
Не доверять показаниям данных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются с иными материалами дела, не заинтересованы в исходе дела лично.
В материалах дела имеется справка мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что Е.Е.Г., 1986 года рождения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Северном территориальном округе на общей очереди под номером 68.
Исходя из смысла и содержания указанных норм права, обстоятельств, установленных по делу, оснований для предоставления по договорам социального найма жилого помещения Е.Е.Г. во внеочередном порядке не имеется.
Суд также учитывает, что требование Истца на получение жилого помещения вне очереди в связи с тем, что он не вселялся и не проживал в жилых комнатах, которые закреплены за ним, в силу норм Жилищного кодекса РФ не предусмотрено.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч.2).
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как указывалось выше, <адрес>, ветхим или непригодным для проживания в установленном законом порядке не признан.
Таким образом, Истцом право на жилое помещение в порядке улучшения жилищных условий по договору социального найма может быть реализовано только в порядке очередности исходя из времени принятия его на учет.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования, не подлежит и производное от него о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Е.Е.Г. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2010 г.