Дело № 2-315/2011 02 февраля 2011 года
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕОктябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Р.Е.С. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском саду,
установил:
Р.Е.С. обратилась в суд с иском к мэрии г.Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении. В обоснование иска указала, что Департаментом образования после наступления двухлетнего возраста ее дочери Р.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении по мотиву отсутствия мест. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение ее конституционного права на труд и достойное содержание семьи, поскольку в настоящий момент в связи с тяжелым материальном положением семьи она была вынуждена уволиться с работы для того, чтобы осуществлять присмотр за ребенком. Просит обязать мэрию г.Архангельска предоставить ее дочери Р.Е.С. Р.А.М. место в детском дошкольном учреждении, согласно перечню детских учреждений, указанных в ее заявлении.
В судебном заседании истец требования поддержала по изложенным основаниям. Дополнительно указала, что по ее обращению в прокуратуру было выявлено нарушение порядка предоставления мест в детском саду.
Представитель мэрии г. Архангельска Е.О.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась.Указала, что Р.А.М. не состоит в списках детей, которые пользуются правом на первоочередной и внеочередной прием в детское дошкольное учреждение. Следовательно, поскольку очередь на предоставление места данному ребенку не подошла, удовлетворение исковых требований нарушит права других граждан, подлежащих приему в детские дошкольные учреждения и также состоящих в очереди.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Как установлено судом, Р.А.М., дочь истца, родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ №, и сторонам не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее, чем через два месяца после рождения ребенка,Р.Е.С.. обратилась в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад Р.А.М. для обеспечения местом в детских учреждениях.
В справке Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу, указано, что Р.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Октябрьского территориального округа; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду несовершеннолетнему ребенку не предоставлено. Как следует из содержания представленных документов, ребенок поставлен на очередь в базе очередности в список дошкольных учреждений: № 66, 178, 149, 180.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено письмо Департамента образования № 032-20/389, которым также подтверждается, что возможности предоставить место в детском дошкольном учреждении Р.А.М. не имеется, предлагается оказание вариативных услуг дошкольного образования
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела Р.А.М. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, при этом ребенок достиг трехлетнего возраста.
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.
Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст.9,12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.
Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п.3 ст. 18).
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Согласно п.3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).
Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от 18.05.2009г. № 185, начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.
Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования "Город Архангельск" осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).
Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Как установлено судом, Р.А.М. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.
Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П " - положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ)".
Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.
Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Как установлено судом, истец обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду 18 февраля 2008 года, таким образом, с момента подачи заявления прошло уже почти три года, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен, в связи с чем, Р.Е.С. была вынуждена уволиться с работы, потеряла источник дохода.
Как следует из материалов проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района по запросу прокуратуры Архангельской области, был выявлен факт предоставления места в детском дошкольном учреждении № 178 ребенку, зарегистрированному в общей очереди позже, чем был зарегистрирован ребенок истца. Вместе с тем, в направленном Р.Е.С. ответе указано на то, что предоставление места в детском саду осуществляется в порядке очередности, ожидаемое время предоставления Р.А.М. места в детском саду - ДД.ММ.ГГГГ.
Мэрией г.Архангельска в судебное заседание представлены доказательства того, что муниципалитетом предпринимаются некоторые меры по увеличению количества детских учреждений, однако суд приходит к выводу, что они не являются достаточными, поскольку ребенок истца, по заявлению представителя мэрии, может быть обеспечен местом в детском саду только к сентябрю 2011 года.
Ссылки ответчика на ущемление прав других граждан, в случае удовлетворения иска, суд признает несостоятельными, поскольку, права других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом судебного исследования.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Р.Е.С. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском саду удовлетворить.
Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить Р.Е.С. местом в детском дошкольном учреждении для дочери - Р.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением Р.Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Г.В. Гулева
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2011 года