Дело № 2-571/2011
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ09 февраля 2011 года г.Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Гулевой Г.В.,
при секретаре Журавлёвой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.А.Л. к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении,
установил:
М.А.Л. обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г.Архангельска о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении.
В обоснование иска указал, что Департаментом образования мэрии г. Архангельска после достижения двухлетнего возраста его сыном М.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении по мотиву отсутствия мест. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение конституционного права ребёнка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, поскольку родители ребенка самостоятельно развить ребенка в соответствии с образовательными методиками не имеют возможности. Просит возложить на мэрию г.Архангельска обязанность по предоставлению его сыну М.Д.А. места в детском дошкольном учреждении согласно списку учреждений, содержащихся в его заявлении.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что в настоящее время оба родителя работают, ребенок посещает группу дневного пребывания, в связи с чем семья, доход которой является небольшим, несет расходы. Возможности оставить ребенка под присмотром родственников (бабушки или дедушки) также не имеется, поскольку они работают.
Представитель мэрии г. Архангельска Е.О.Н., действующая от имени ответчика на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что М.Д.А. не состоит в списках детей, которые пользуются правом на первоочередной и внеочередной приём в детское дошкольное учреждение. Следовательно, поскольку очередь на предоставление места данному ребёнку не подошла, удовлетворение исковых требований нарушит права других граждан, подлежащих приему в детские дошкольные учреждения и также состоящих в очереди и предоставление ему места в детском дошкольном учреждении нарушит законные права других детей, также не обеспеченных местом в детском саду. Также пояснила, что комплектование групп производится в мае-июне каждого года, поэтому ребенок истца может быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив всё в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Как установлено судом, М.Д.А., сын истца, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ №, и сторонам не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть менее чем через месяц после рождения ребёнка, М.А.Л. обратился в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад М.Д.А. для обеспечения местом в детских дошкольных учреждениях.
В справке Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, выданной истцу, указано, что М.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Октябрьского или Ломоносовского территориальных округов; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду несовершеннолетнему ребёнку не предоставлено. Как следует из содержания представленных документов, ребёнок поставлен на очередь в базе очередности в список дошкольных учреждений: № 147, 4, 41, 50, 171.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела М.Д.А. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, при этом ребёнок практически достиг трёхлетнего возраста.
Как пояснил М.А.Л. в предварительном судебном заседании, что поскольку детский сад №147 является коррекционным, из списка детских дошкольных учреждений, в которые М.Д.А. поставлен на очередь, ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение вычеркнуто и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ребёнок поставлен на очередь в список дошкольных учреждений: № 4, 41, 50, 171; что подтверждается копией соответствующего талона, выданного истцу (л.д.14).
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.
Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Невыполнение обязанности государства влечёт возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст.9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.
Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п.3 ст. 18).
Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
Согласно п.3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).
Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).
Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утверждёнными постановлением мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №, начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.
Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования "Город Архангельск" осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).
Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Как установлено судом, М.Д.А. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.
Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П " - положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ)".
Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребёнком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребёнка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребёнка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребёнком, должен приступить к трудовой деятельности.
Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребёнка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребёнка.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребёнком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребёнку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребёнка в детский сад.
Как установлено судом, истец обратился с заявлением о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ, менее, чем через месяц после рождения ребенка, таким образом, с момента подачи заявления и постановки ребенка на очередь прошло уже почти три года, однако ребёнок местом в детском саду не обеспечен.
Доводы мэрии г.Архангельска о том, что в настоящее время на очереди в дошкольные учреждения зарегистрировано 3 829 детей 2008 года рождения, и свободных мест в дошкольных учреждениях не имеется, а при освобождении мест ежемесячно проводится доукомплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного и первоочередного приема в детские сады, не могут послужить основанием для отказа в иске, поскольку это ставит возможность реализации конституционного права ребёнка на общедоступность и бесплатность дошкольного, образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях под угрозу.
Ссылки ответчика на ущемление прав других граждан, в случае удовлетворения иска, суд признает несостоятельными, поскольку, права других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом настоящего судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска.
В силу положений п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, поскольку законодательством предусмотрена компенсация понесенных судебных расходов с проигравшей стороны, уплаченная М.А.Л. при подаче иска государственная пошлина подлежит возмещению за счет ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск М.А.Л. к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении удовлетворить.
Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить М.А.Л. местом в детском дошкольном учреждении для сына - М.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением М.А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу М.А.Л. государственную пошлину, уплаченную при подаче иска, в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Г.В. Гулева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ