Дело № 2-496/2011 07 февраля 2011 года
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕОктябрьский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах А.Е.Л., А.М.Л. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Исакогорского района города Архангельска обратился в суд с иском в интересах А.Е.Л., А.М.Л. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что А.Е.Л. и А.М.Л. относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетние А.М.В. были направлены в детские интернатные учреждения, за ними было сохранено право проживания в Цигломенском территориальном округе г. Архангельска. А.Е.Л. и А.М.Л. состоят на учёте граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в Цигломенском территориальном округе г. Архангельска с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №. По сообщению заместителя мэра города по городскому хозяйству Г.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ очерёдность А.М.В. в списках общей очереди №, в списке внеочередного предоставления жилого помещения №. Администрацией Исакогорского и Цигломенского территориальных округов г. Архангельска А.Е.Л., на состав семьи 2 человека предоставлены 2 комнаты в трёхкомнатной квартире по адресу: <адрес> жилой площадью 27 кв.м. для временного проживания. Данное помещение является неблагоустроенным. А.М.Л. и А.Е.Л. не имеют жилого помещения пригодного для проживания, в настоящий момент не обучаются, не находятся на полном государственном обеспечении.
Просил обязать мэрию города Архангельска предоставить А.М.Л. и А.Е.Л. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населённого пункта, в черте города Архангельска за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Прокурор, истцы А.М.Л. и А.Е.Л. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержали в полном объеме. Просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Б.Е.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Не оспаривая право истцов на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указывает, что финансирование расходов связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области. В настоящее время предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.
Представитель органа опеки и попечительства мэрии города Архангельска Ш.Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Третье лицо Правительство Архангельской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Из представленного письменного отзыва следует, что вопросы постановки и ведения внеочередного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с Положением о министерстве образования, науки и культуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. № 210-пп, указанное Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере контроля за осуществлением органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Третье лицо Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Представили письменный отзыв, указав, что вопросы распределения денежных средств и вопросы постановки и ведения внеочередного учета находятся в ведении органов местного самоуправления.
Третье лицо МУ «ИРЦ», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, также своего представителя в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истцы в возрасте до 18 лет остались без попечения родителей.
Приказом департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что родители несовершеннолетних А.М.Л. и А.Е.Л.: мать А.М.В. и отец А.Л.Е. злостно уклонялись от выполнения родительских обязанностей по воспитанию и содержанию дочерей, А.М.Л. и А.Е.Л. были направлены в детские интернатные учреждения, за ними было сохранено право проживания в Цигломенском территориальном округе г. Архангельска.
Решением Исакогорского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ родители А.М.Л. и А.Е.Л. лишены родительских прав
Решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ приказом №, администрацией Исакогорского и Цигломенского территориальных округов г. Архангельска А.Е.Л., на состав семьи 2 человека предоставлены 2 комнаты в трёхкомнатной квартире по адресу: <адрес> жилой площадью 27 кв.м. для временного проживания, где истцы и проживают в настоящее время.
Аналогичная информация содержится и в ответе заместителя мэра города от ДД.ММ.ГГГГ в правительство Архангельской области, где указано, что две комнаты в трехкомнатной квартире по адресу: ул. <адрес> жилой площадью 27,0 кв.м на состав семьи 2 человека Истцам предоставлены для временного проживания до подхода их очереди.
Согласно карточке квартиросъемщика А.М.Л. и А.Е.Л. зарегистрированы по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что указанное жилое помещение по адресу: <адрес>, является ветхим и внесено в реестр домов непригодных для проживания, а также является временным, приказом департамента здравоохранения и социальной защиты мэрии г.Архангельска № 20 за истцами закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в г.Архангельске.
Как следует из материалов дела, А.Е.Л. и А.М.Л. состоят на учёте граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в Цигломенском территориальном округе г. Архангельска с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ их очерёдность в списках общей очереди на получение жилья под номером 548, в списке внеочередного предоставления жилого помещения под номером 27.
Таким образом, в настоящее время Истцы не имеют закрепленного жилого помещения для постоянного проживания.
Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются, подтверждаются письменными материалами дела.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).
Постановлением главы муниципального образования от 25 января 2010 года № 28 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2010 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2010 год бюджету муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2).
В силу п. 3 данное Положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 г.
Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Архангельск" на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).
Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).
Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (пункт 8).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом изложенного, истцы, обладающие соответствующим статусом, имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 30 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах А.Е.Л., А.М.Л. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить А.Е.Л., А.М.Л. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2011 года