Дело № 2- /2011 «03» февраля 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи: Моисеенко Н.С. при секретаре судебных заседаний Лапаскиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах М.Е.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: Прокурор Няндомского района Архангельской области в интересах М.Е.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и понуждении ответчика предоставить безвозмездную субсидию на приобретения жилья в размере 95000 руб. 00 коп. В обоснование заявленных требований указал, что истцу, являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны М.В.Е., в соответствии с Федеральным Законом РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 -ФЗ и на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ № была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1035000 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ между М.Е.М. и Ч.З.М. был заключен договор купли - продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Соглашением сторон цена квартиры установлена в размере 900000 руб. 00 коп. В соответствии с распоряжением министра здравоохранения и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № с банковского целевого счета получателя субсидии М.Е.М., открытого в Акционерном коммерческом Сберегательном Банке РФ Вельском отделении № 4065/072 на имя продавца Ч.З.М. были списаны денежные средства в размере 805000 руб. 00 коп. Указанная денежная сумма была рассчитана исходя из площади приобретенного истцом жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Архангельской области в 1 квартале 2010 года. Таким образом полагал, что истцу ответчиком не в полной мере были предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В связи с чем, просил признать данные действия ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья незаконными. Истец М.Е.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Архангельска Розанова Т.О. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области Ф.А.Б., действовавший на основании доверенности, с предъявленными истцом требованиями не согласился, пояснив, что М.Е.М. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ. Положениями статьи 23.2 данного закона определено, что форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58 - па был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с данным Порядком министерство выдало М.Е.М. свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на сумму 1035000 руб. 00 коп. Получатель субсидии в течение срока действия свидетельства представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления субсидии. Для реализации средств субсидии гражданину необходимо заключить договор купли - продажи жилого помещения, осуществить его государственную регистрацию и представить его в министерство вместе с техническим паспортом на жилое помещение. Министерство проверяет представленные документы и дает распоряжение кредитной организации о списании средств субсидии в безналичном порядке с целевого счета получателя субсидии на счет продавца жилого помещения. М.Е.М. представила в министерство договор купли - продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в соответствии с пунктом 5 данного договора стоимость приобретенной квартиры установлена сторонами договора купли - продажи в размере 900000 руб. 00 коп., из которых 95000 руб. 00 коп. М.Е.М. уплатила продавцу при подписании договора, а 805000 руб. 00 коп. по условиям договора уплачивались за счет средств федерального бюджета, министерство приняло решение о перечислении в безналичном порядке со счета М.Е.М. на счет продавца жилого помещения 805000 руб. 00 коп. Оставшиеся на счете М.Е.М. 230000 руб. 00 коп. были возвращены банком в бюджет, а расчетный счет истицы - закрыт. Поскольку стоимость квартиры уплачена продавцу жилого помещения в полном объеме, а жилищные условия М.Е.М. улучшены путем приобретения квартиры в собственность, отсутствуют правовые основания для повторного предоставления субсидии М.Е.М. Представитель третьего лица Государственного учреждения «Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району» С.П.А., с предъявленными истцом требованиями не согласилась, поддержав доводы изложенные представитель ответчика. Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что М.Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны М.В.Е., нуждающейся в улучшении жилищных условий. Пунктом 1 подпунктом 4, пунктом 2 статьи 21 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ определено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что М.Е.М. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального Закона. Данное право М.Е.М. ответчиком не оспаривалось. Согласно пунктам 1 - 3, 6 статьи 23.2 Федерального Закона РФ от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от 02 апреля 2007 года № 58 - па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок). Пунктом 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме: 1) безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части); 2) предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма. В силу пунктов 12 - 16, 18 - 19 вышеуказанного Порядка Государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства (далее - отделение социальной защиты населения) формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в том числе члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело, в состав которого входят указанные документы. Отделение социальной защиты населения ведет учет граждан, указанных в в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с датой подачи в отделение заявления с приложением документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка. Отделение социальной защиты населения формирует регистры граждан, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Проверка достоверности представленных документов осуществляется отделением социальной защиты населения. Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет. Министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии. При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области. Утвержденный список получателей субсидии доводится до отделений социальной защиты населения по месту проживания получателей субсидий. Отделение социальной защиты населения извещает граждан, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, включенных в список получателей субсидий, принимает от них и направляет в министерство заявления на получение субсидий по форме, утверждаемой министерством. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство. Согласно пунктам 21, 23 - 28 настоящего Порядка министерство в соответствии с утвержденными списками получателей субсидий выдает получателю субсидии свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на основании личного заявления получателя субсидии. Свидетельство является именным документом, удостоверяющим обязательство Архангельской области по выплате получателю субсидии денежных средств в размере, указанном в свидетельстве, и передаче третьим лицам не подлежит. Граждане, получившие свидетельство, реализуют свое право на улучшение жилищных условий путем: приобретения готового жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) на первичном или вторичном рынке жилья (с представлением договора купли-продажи жилого помещения, являющегося основанием для государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещения, и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение); приобретения квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома при условии планируемого ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию не позднее III квартала года, следующего за годом заключения договора о долевом участии в строительстве или договора уступки прав (с представлением договора о долевом участии в строительстве или договора уступки прав, зарегистрированных в установленном порядке); погашения кредита (основной части кредита), полученного на приобретение жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) в кредитной организации, в том числе на выплату первоначального взноса по кредиту. Получатель субсидии в течение срока действия свидетельства представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления субсидии. Министерство в срок, указанный в соглашении (договоре) о порядке обслуживания средств государственной поддержки, представляет в Управление Федерального казначейства по Архангельской области платежные поручения о перечислении указанных средств на банковские счета получателей субсидии. Для перечисления средств субсидии на приобретение готового жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) на первичном или вторичном рынке жилья гражданин, получивший свидетельство, представляет в министерство: 1) копию договора купли-продажи жилого помещения, содержащего условие об оплате стоимости жилого помещения за счет средств субсидии и зарегистрированного в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 2) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение; 3) копию технического паспорта на жилое помещение. Пунктами 31, 33 - 36 вышеуказанного Порядка 33 министерство осуществляет проверку: соответствия документов, представленных гражданином, получившим свидетельство, требованиям пунктов 28 - 30 настоящего Порядка; 2) соответствия данных о приобретаемом в собственность гражданина, получившего свидетельство, жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) требованиям пунктов 8 и 10 настоящего Порядка. Несоблюдение условий, предусмотренных пунктами 8, 10 и 28, 29, 30 (в зависимости от способа улучшения жилищных условий) настоящего Порядка, является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Перечисление субсидии с банковского счета получателя субсидии производится на основании распоряжения министерства. После перечисления субсидии продавцу (застройщику или кредитной организации, выдавшей кредит на приобретение жилого помещения) с банковского счета получателя субсидии кредитная организация направляет в министерство подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате. Если стоимость приобретаемого жилого помещения ниже указанной в свидетельстве суммы субсидии, на счет продавца (застройщика или кредитной организации, выдавшей кредит на приобретение жилого помещения) перечисляется сумма в размере стоимости приобретаемого жилого помещения. Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на основании Постановления администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № М.Е.М. было выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета № от ДД.ММ.ГГГГ. Размер субсидии составил 1035000 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ между Открытым акционерным обществом Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации и М.Е.М. был заключен договор о банковском целевом счете №, по условиям которого Банк открывает на её имя счет, на который в установленный срок будет перечислена предоставленная распорядителю счета сумма субсидии на приобретение жилого помещения в размере 1035000 руб. 00 коп. ДД.ММ.ГГГГ между М.Е.М. и Ч.З.М. был заключен договор купли - продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Пунктом 5 указанного договора купли - продажи установлено, что соглашением сторон цена квартиры установлена в размере 900000 руб. 00 коп. Указанную денежную сумму покупатель уплачивает продавцу следующим образом: - денежную сумму в размере 805000 руб. 00 коп. средств федерального бюджета в виде безвозмездной субсидии выделенной в соответствии со Свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета № выданным ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области. Указанная сумма будет переведена со счета владельца свидетельства - покупателя № на счета продавца № в Акционерном коммерческом Сберегательном Банке Российской Федерации (Открытое акционерное общество) Вельское отделение, после предоставления в органы социальной защиты населения по месту жительства, настоящего договра, зарегистрированного в Няндомском отделе Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО. - денежную сумму в размере 95000 руб. 00 коп. покупатель уплатил продавцу при подписании настоящего договора наличными деньгами. ДД.ММ.ГГГГ М.Е.М. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, общей площадью 28 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № Вельское отделение Акционерном коммерческом Сберегательном Банке Российской Федерации (Открытое акционерное общество) № списало денежные средства в размере 805000 руб. 00 коп. с банковского целевого счета получателя субсидии М.Е.М. № на имя продавца Ч.З.М. на счет №, открытый в Вельском отделении Акционерного коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (Открытое акционерное общество) №. Таким образом, Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области с банковского счета получателя безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения была перечислена продавцу жилого помещения сумма менее стоимости приобретаемого жилого помещения, несмотря на то, что его стоимость ниже указанной в свидетельстве суммы указанной субсидии. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по предоставлению М.Е.М. безвозмездной субсидии для приобретения жилья в размере, менее стоимости жилого помещения, указанного в договоре купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ч.З.М. и М.Е.М. являются незаконными, поскольку Министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области была осуществлена лишь формальная проверка соответствия документов, представленных гражданином, получившим свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, без анализа конкретных обстоятельств, заключения данным гражданином договора купли -продажи жилого помещения. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области освобождено от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах М.Е.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании незаконными действий ответчика по предоставлению безвозмездной субсидии для приобретения жилья и взыскании денежных средств - удовлетворить. Признать незаконными действия Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области по предоставлению М.Е.М. безвозмездной субсидии для приобретения жилья в размере менее стоимости приобретаемого жилого помещения, указанного в договоре купли -продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ч.З.М. и М.Е.М.. Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в пользу М.Е.М. 95000 руб. 00 коп. в счет безвозмездной субсидии для приобретения жилья. Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд города Архангельска. Судья Н.С. Моисеенко Мотивированное решение составлено 08 февраля 2010 года