РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-576/2011 07 февраля 2011 года
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Ляшко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к А.А.Ю. о прекращении действия права на управление транспортным средством,
установил:
прокурор Октябрьского района г. Архангельска обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к А.А.Ю. о прекращении действия права на управление транспортным средством. В обоснование заявленных требований указал, что согласно информации психоневрологического диспансера А.А.Ю. состоит на диспансерном учете с диагнозом «наркомания». Управление ответчиком транспортным средством на основании выданного водительского удостоверения создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, а потому его право на управление транспортным средством должно быть прекращено.
Участвующий в деле помощник прокурора Октябрьского района г. Архангельска Лось Д.С. на удовлетворении требований настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик А.А.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года снят с учета у врача-нарколога.
Представитель третьего лица Управления ГИБДД УВД по АО, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Участвуя в предварительном судебном заседании представитель УГИБДД УВД по Архангельской области К.А.С. исковые требования прокурора поддержал.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Права и свободы человека и гражданина, как то предусмотрено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Безопасность дорожного движения, как это указано в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон) - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно же ст. 5 Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона, в том числе, и в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. При этом целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 2).
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом (п. 4 ст. 23 Федерального закона).
В соответствии с п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396, к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий.
Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что лицо, желающее получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, представляет в Государственную инспекцию, в частности, медицинскую справку.
Из приведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что все лица, желающие получить право на управление транспортными средствами или управляющие транспортными средствами, обязаны проходить медицинское освидетельствование и предъявлять медицинскую справку для допуска к участию в дорожном движении.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией.
Понятие источников повышенной опасности содержится в ст. 1079 ГК РФ, которая к таким источникам относит кроме прочего и использование транспортных средств.
При этом, перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения, указанные в п. 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 45 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, определены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления работ, непосредственно связанные с движением транспорта: алкоголизм, наркомания, токсикомания; осуществление такой деятельности допускается при стойкой ремиссии.
Следовательно, отсутствие у водителей медицинских противопоказаний и ограничений на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, являются необходимыми условиями участия в дорожном движении.
При подаче искового заявления, прокурором была представлена информация ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер», согласно которой ответчик А.А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в указанном ГУЗ с диагнозом «наркомания».
Между тем, судом достоверно установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора, А.А.Ю. с указанного учета снят.
Так, по запросу суда ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер» была представлена копия медицинской документации на А.А.Ю., в которой значится отметка о прохождении последним ДД.ММ.ГГГГ врачебно-консультативной комиссии в составе трех врачей, по итогам которой А.А.Ю. снят с диспансерного учета в ГУЗ с диагнозом «опийная наркомания» в связи со стойкой ремиссией.
Доказательств обратному прокурором как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, поскольку прокурором заявлены требования о прекращении действия права на управление транспортными средствами, которые могли бы иметь свои последствия на будущее, тогда как А.А.Ю. на дату рассмотрения спора снят с учета по указанному прокурором диагнозу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ограничения и прекращения права А.А.Ю. на управление транспортным судом, а потому в удовлетворении заявленных прокурором требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурору Октябрьского района г. Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к А.А.Ю. о прекращении действия права на управление транспортным средством - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2011 года.
Председательствующий Е.В. Акишина