Дело № 2-645/2011
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«18» февраля 2011 года | г. Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.
при секретаре Ногих Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А.В., действующего в интересах несовершеннолетнего С.А.А., к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,
установил:
С.А.В., действуя в интересах несовершеннолетнего С.А.А., обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения. Свои требования обосновал тем, что его несовершеннолетний сын С.А.А. после рождения был вселен и зарегистрирован по постоянному месту жительства в <адрес>, нанимателем которой является мать несовершеннолетнего С.В.В. Брак между С.А.В. и С.В.В. был расторгнут решением мирового судьи судебного участка Северного округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, при этом С.А.А. оставлен проживать с отцом С.А.В. Фактически несовершеннолетний С.А.А. проживает в жилом помещении - комната № <адрес>, нанимателем которой является С.А.В., и по указанному адресу имеет временную регистрацию по месту пребывания.
В связи с тем, что данное жилое помещение представляет собой комнату в коммунальной квартире, без удобств, при проживании в ней нарушаются права несовершеннолетнего. Проживать в квартире по месту регистрации несовершеннолетнему С.А.А. невозможно, т.к. его мать С.В.В. страдает психическим заболеванием, относящимся к перечню тяжелых форм заболеваний, при наличии которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2006 № 378. На этом основании, ссылаясь на положения ч. 4 ст. 51 ЖК РФ, истец просил предоставить несовершеннолетнему жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец С.А.В. и его представитель адвокат А.Л.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что в настоящее время нарушаются права несовершеннолетнего, который не имеет возможности проживать по месту постоянной регистрации в жилом помещении, нанимателем которого является его мать С.В.В., страдающая тяжелым психическим заболеванием, в связи с чем с ней невозможно проживать в одной квартире. Более того, при проживании в жилом помещении отца С.А.В., права несовершеннолетнего также нарушаются, т.к. данное жилое помещение находится фактически в непригодном для проживания техническом состоянии, представляет собой комнату в коммунальной квартире площадью 11,6 кв.м, является неблагоустроенным, соседи систематически нарушают общественный порядок, мешают проживанию с малолетним ребенком. С учетом изложенного просили предоставить С.А.А. жилое помещение, пригодное для проживания и соответствующее всем предъявляемым требованиям, во внеочередном порядке.
Представитель ответчика мэрии г. Архангельска и третьего лица администрации Северного территориального округа мэрии г. Архангельска, являющейся структурным подразделением ответчика, С.С.Н., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска возражал. При этом ссылался на отсутствие законных оснований для предоставления жилого помещения несовершеннолетнему, т.к. он приобрел право пользования квартирой матери. Считал, что вопрос о вселении ребенка в жилое помещение по месту постоянной регистрации находится за рамками данного спора. Обращал внимание на то, что на учете нуждающихся в жилом помещении несовершеннолетний не состоит и не может состоять, т.к. на основании действующего жилищного законодательства обеспечен жилым помещением.
Представитель органа опеки и попечительства С.Ю.А., против удовлетворения иска возражала. По ее мнению, основания для предоставления жилого помещения несовершеннолетнему С.А.А. отсутствуют, он сохраняет право на жилое помещение, нанимателем которого является его мать С.В.В. Более того, условия проживания в квартире отца С.А.В. являются удовлетворительными.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, суд учитывает положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в силу которых суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям в пределах указанных им оснований.
Как усматривается из содержания искового заявления и пояснений истца и его представителя, изложенных в судебных заседаниях, предметом заявленных требований является предоставление жилого помещения, соответствующего установленным в законе требованиям, не менее 15 кв. м. общей площади, несовершеннолетнему С.А.А. Основанием иска является невозможность проживания несовершеннолетнего в квартире с С.В.В., страдающей тяжелой формой хронического психического заболевания, указанного в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, при котором совместное с ней проживание в одной квартире невозможно. Более того, в качестве дополнительного основания заявленных требований сторона истца ссылалась на невозможность проживания несовершеннолетнего в жилом помещении отца по причине отсутствия в нем необходимых условий и удобств.
Из материалов дела видно, что родителями несовершеннолетнего С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются С.А.В. и С.В.В.
После расторжения брака между ними по решению мирового судьи судебного участка Северного округа г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ С.А.А. был оставлен на воспитании отца С.А.В., что подтверждается копией кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в данном судебном постановлении было установлено, что С.В.В. является инвалидом 3 группы с 1994 года и находится под диспансерным наблюдением у психиатра по поводу параноидальной шизофрении непрерывного течения.
Как следует из ответа Государственного учреждения здравоохранения «Архангельский областной психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда, С.В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с августа 2008 года наблюдается в группе активного диспансерного наблюдения с диагнозом: шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения. Данное заболевание является хроническим с тяжелыми, стойкими болезненными проявлениями. Соответственно, на момент обращения С.А.В. в суд с данным иском у С.В.В. имелось вышеуказанное психическое заболевание.
Согласно копий карточки квартиросъемщика, поквартирной карточки на <адрес>, ее нанимателем является С.В.В. Общая площадь данной квартиры - 29,7 кв.м., жилая - 16 кв.м.
Вместе с ней в этом жилом помещении постоянно по месту жительства зарегистрирован С.А.А.
Более того, как пояснил в судебном заседании С.А.В., после рождения несовершеннолетний С.А.А. был вселен в вышеуказанную квартиру и в течение трех месяцев в ней проживал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний С.А.А. приобрел право пользования вышеуказанной квартирой, что участвующими деле лицами не оспаривается.
Полагая, что несовершеннолетний С.А.В. является нуждающимся в жилом помещении и на ответчике лежит обязанность обеспечить его таковым, сторона истца ссылалась на положения ст. 51 и 57 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», к числу заболеваний, при наличии которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм права в совокупности, следует, что в целях признания лица нуждающимся в жилом помещении необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:
- данный гражданин является нанимателем жилого помещения или членом его семьи (собственником или членом его семьи);
- проживает в квартире, занятой несколькими семьями;
- в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
- не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При этом во внеочередном порядке жилое помещение предоставляется непосредственно гражданину, который страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Как усматривается из материалов дела и следует из данных в процессе судебного разбирательства пояснений истца и его представителя, подтверждается письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании, несовершеннолетний С.А.А. является членом семьи С.В.В. - нанимателя жилого помещения - <адрес>, иного жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма он не имеет.
В составе семьи С.А.А. имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно - его мать С.В.В.
Вместе с тем, в вышеупомянутой квартире имеет право постоянного проживания и проживает только одна семья: мать С.В.В. и ее несовершеннолетний сын С.А.А.
Несоблюдение всех установленных в законе требований свидетельствует об отсутствии оснований для признания С.А.А. нуждающимся в жилом помещении и последующем предоставлении ему такового.
Более того, исходя из смысла положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилое помещение может быть предоставлено лишь тому лицу, которое страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
С.А.В. в судебном заседании пояснял, что его сын С.А.А. психическим заболеванием не страдает и требования о предоставлении ему жилого помещения основаны на наличии такого заболевания у С.В.В.
Следовательно, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Ссылка стороны истца на то обстоятельство, что ввиду невозможности совместного проживания несовершеннолетнего С.А.А. со своей матерью, он вынужден фактически проживать в жилом помещении отца, являющемся неблагоустроенным, без необходимых для ухода и воспитания ребенка условий, является несостоятельной и не может повлечь за собой признание его нуждающимся и возложение на ответчика обязанности предоставить ему жилое помещение.
Как следует из копий карточки квартиросъемщика, поквартирной карточки, С.А.В. является нанимателем комнаты № <адрес>. Данное жилое помещение представляет собой комнату в коммунальной квартире общей площадью 17,01 кв.м, жилой - 11,6 кв.м.
Сын истца С.А.А. временно зарегистрирован в данном жилом помещении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания.
Таким образом, проживая в жилом помещении отца временно, несовершеннолетний не утратил право пользования квартирой матери, предоставленной последней по договору социального найма, и при устранении препятствий может быть вселен в нее. Следовательно, права несовершеннолетнего при временном проживании в принадлежащем С.А.В. жилом помещении, несмотря на его техническое состояние, сложности для проживания в нем с ребенком, воспитания последнего, с учетом сохранения за ним права на благоустроенное жилое помещение матери, не нарушены.
Доводы стороны истца о том, что в связи с наличием у несовершеннолетнего постоянной регистрации по месту жительства и временной регистрации по месту пребывания, происходит путаница в документах, в силу положений действующего жилищного законодательства не могут послужить основанием для предоставления несовершеннолетнему С.А.А. жилого помещения.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования в рамках избранного истцом предмета и оснований удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований С.А.В., действующего в интересах несовершеннолетнего С.А.А., к мэрии г. Архангельска о предоставлении по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2011 года.