О предоставлении места в детском саду



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-400/2011 02 февраля 2011 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Ляшко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Л.Н. к мэрии города Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении,

установил:

Д.Л.Н. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении. В обоснование заявленных требований указала, что Департаментом образования было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении ее двухлетнему сыну Д.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по мотиву отсутствия мест. Указанные действия ответчика расценивает как нарушение конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Кроме того, указывает, что она и ее супруг работают, ребенку исполнилось уже <данные изъяты> года, а потому ответчик обязан предоставить место в детском дошкольном учреждении.

В судебном заседании Д.Л.Н. на удовлетворении требований настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель мэрии г. Архангельска Е.О.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что истец не имеет право на внеочередное и первоочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении для своего ребенка, очередь на предоставление места данному ребенку не подошла, а потому удовлетворение исковых требований нарушит права других граждан, подлежащих приему в детские дошкольные учреждения и также состоящих в очереди.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у Д.Л.Н. родился сын Д.С.А..

ДД.ММ.ГГГГ, отец несовершеннолетнего Д.Л.Н. Д.С.А. обратился в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад Д.С.А. для обеспечения местом в детских учреждениях. Д.С.А. был зарегистрирован в общей очереди для дальнейшего устройства в МДОУ № №, МОУ СОШ № №

ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления Д.А.В. в список дошкольных учреждений для дальнейшего определения ребенка Д.С.А. были добавлены МДОУ № №, исключен МДОУ № №

Согласно справке, выданной Департаментом образования мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний Д.С.А. зарегистрирован на общей очереди для дальнейшего определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение Октябрьского территориального округа г. Архангельска; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду не предоставлено.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела Д.С.А. место в детском дошкольном учреждении также не предоставлено. При этом в детских садах № № имеются группы для детей, не достигших трехлетнего возраста.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.

При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст. 9 и 12 ГК РФ принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18).

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту - Типовое положение), в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п. 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п. 4 Типового положения).

Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения. Пункт 8 Типового положения устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В городе Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными Постановлением мэра города от 18 мая 2009 года № 185, с начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что Д.С.А. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2 Конституции РФ).

Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность родителям распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

Как установлено судом, заявление о предоставлении места в детском дошкольном учреждении было подано в Департамент образования мэрии г. Архангельска ДД.ММ.ГГГГ года, таким образом, с момента подачи заявления прошло уже более <данные изъяты> лет, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен.

Ссылки ответчика на ущемление прав других граждан, в случае удовлетворения иска, суд признает несостоятельными, поскольку, права других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом судебного исследования.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Вместе с тем, поскольку ч. 1 ст. 98 ГПК РФ предусмотрена компенсация понесенных судебных расходов с проигравшей стороны, уплаченная Д.Л.Н. при подаче иска государственная пошлина подлежит возмещению за счет ответчика.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Д.Л.Н. к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении - удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить Д.Л.Н. местом в детском дошкольном учреждении для сына - Д.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Д.Л.Н. в возврат уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины 200 (двести) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2011 года.

Председательствующий Е.В. Акишина