Дело №2-1085/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Беляевской О.Я.,
с участием прокурора Распопиной А.В.,
при секретаре Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ломоносовского района города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №8», муниципальному образованию «Город Архангельск» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
установил:
Прокурор Ломоносовского района города Архангельска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», муниципальному образованию «Город Архангельск», сославшись на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований санитарного законодательства РФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» были выявлены его нарушения: территория школы длительное время не ограждена забором, высотой 1,5 метра, в связи с чем на участок образовательного учреждения допускается въезд транспортных средств, что ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся. Директору школы выдано предписание об устранении выявленных нарушений. На момент повторной проверки установлено, что исчерпывающие меры к выполнению предписания администрацией школы не предприняты. В связи с чем просит обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа№8» устранить нарушения санитарного законодательства: провести ограждение территории участка по всему периметру забором, высотой не менее 1,5 метра, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В случае недостаточности денежных средств у названного ответчика возложить на муниципальное образование «Город Архангельск» субсидиарную ответственность по обеспечению необходимыми денежными средствами для устранения вышеперечисленных нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Р.А.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Б.Г.Н. в ходе рассмотрения дела возражений по предъявленному иску не высказывала. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора учреждения управлением Роспотребнадзора по Архангельской области было вынесено предписание об устранении нарушений, среди которых было указано на необходимость ограждения территории школы забором, срок устранения данного нарушения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ годах руководителем учреждения были поданы заявки в мэрию на выполнение данного вида работ. Мэрией г.Архангельска работы по ограждению и благоустройству территории школы были запланированы в рамках городской целевой программы, однако финансирование мероприятий не произведено не было, в связи с чем работы не выполнены. ДД.ММ.ГГГГ управлением Роспотребнадзора по Архангельской области вновь было вынесено предписание об ограждении территории школы забором, руководителем учреждения вновь была подана соответствующая заявка в мэрию. В соответствии с распоряжением мэра №949 от 28 мая 2010 года ограждение территории школы запланировано на 2012 год. Провести ограждение и благоустройство территории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» администрация школы готова в любое время при наличии финансирования, вся необходимая документация для производства работ подготовлена. Работы необходимо выполнять в летний период 2011 года.
Представитель ответчика муниципального образования «Город Архангельск» Е.О.Н. в судебном заседании пояснила, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» является юридическим лицом, самостоятельно несет обязанности по своим обязательствам, в связи с чем муниципальное образование «Город Архангельск» является ненадлежащим ответчиком по делу. Образовательные учреждения г.Архангельска, исходя из имеющихся предписаний органов надзора, актов обследования специализированных организаций, самостоятельно определяют наиболее значимые для них виды работ на очередной финансовый год и согласуют их с управлением строительства и капитального ремонта мэрии г.Архангельска. Денежные средства на установку ограждения школы №8 мэрией г.Архангельска запланированы на 2011 год. Однако проведение данного вида работ должно быть проведено на основании Федерального закона от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом времени, необходимого на проведение конкурса/аукциона, а также подготовки проекта плана строительства, которое должно быть согласовано с департаментом градостроительства мэрии города Архангельска.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела без участия управления. Ранее в адрес суда поступил отзыв на исковое заявление, в котором указывается, что в соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области было установлено нарушение в школе п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02, в части того, что территория участка МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» не ограждена забором высотой 1,5 м. По данному факту учреждению было выдано предписание со сроком выполнения указанного мероприятия до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст.32, 52 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает необходимые условия для учебы, труда и отдыха учащихся, а также условия, гарантирующие охрану и здоровье. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В силу п.1.12. Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, обучающихся во время образовательного процесса.
В судебном заседании установлено, что Управление Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ в адрес МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», расположенного в <адрес>, вынесло предписание, в котором в том числе указало на необходимость устранения выявленных нарушений, среди которых - ограждение территории школы забором, высотой 1,5 м.в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное предписание в части ограждения исполнено не было, по причине отсутствия финансовых средств.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора повторно было вынесено в адрес МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» предписание, содержащее аналогичное требование, оно своевременно исполнено не было. ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству администрации школы, срок выполнения работ по предписанию продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2.2.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.
Согласно требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно пункта 2.2.3 территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
Требования вышеуказанных норм санитарного законодательства РФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» не соблюдены до настоящего времени.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к выводу, что ответчик МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» обязан соблюдать требования санитарного законодательства Российской Федерации, в частности СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». В связи с чем, требования прокурора об устранении выявленных нарушений указанного законодательства подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Исходя из изложенного, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» обязана устранить допущенные нарушения требований санитарного законодательства, выявленных в ходе проведения проверки.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 1.3. Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» закреплено, что учредителем учреждения является муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска. В силу п. 7.1. Устава имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является собственностью муниципального образования «Город Архангельск».
Финансовое обеспечение выполнения функций учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п. 8.1.).
В связи с изложенным муниципальное образование «Город Архангельск», как учредитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», обязано обеспечить обустройство прилегающей к школе территории в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств у бюджетного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник его имущества.
Таким образом, муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска должно нести субсидиарную ответственность по финансированию обустройства прилегающих к школе территорий, а именно устранению недостатков, выявленных Роспотребнадзором.
При таких обстоятельствах, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Вместе с тем с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, пояснений сторон, суд считает необходимым определить срок проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.103 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.33319 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» в пользу соответствующего бюджета следует взыскать государственную пошлину.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.33320 Налогового кодекса Российской Федерации суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.
Учитывая то, что названный ответчик является муниципальным образовательным учреждением, имеющим бюджетное финансирование, суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, до 10 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Ломоносовского района г.Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №8», муниципальному образованию «Город Архангельск» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» устранить нарушения санитарного законодательства: провести ограждение территории участка по всему периметру забором, высотой не менее 1,5 метра в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При недостаточности денежных средств у муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» на устранение требований санитарного законодательства возложить на муниципальное образование «Город Архангельск» в лице мэрии города Архангельска субсидиарную ответственность по обеспечению денежными средствами для устранений нарушений санитарного законодательства.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 (Десять) рублей.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2011 года.
Председательствующий О.Я. Беляевская
Копия верна. Председательствующий О.Я. Беляевская