Дело № 2-868/2011 09 марта 2011 года
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И ЕОктябрьский районный суд г.Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Поздеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.Г. к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Г.А.Г. обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку. Мать Г.Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей: Г.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Г.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Истец с 1984 года по 1988 год находился на воспитании в государственном образовательном учреждении «Архангельский детский дом № 2» на полном государственном обеспечении.
С 1988 года по 1990 год Г.А.Г. находился на воспитании в ГОУ Архангельской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Каргопольский детский дом».
С 1990 года по 1998 год обучался в ГОУ «Няндомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и находился на полном государственном обеспечении.
С 1998 года по 2006 год Г.А.Г. проходил обучение в государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Ухоловское профессиональное училище - интернат» по дневной форме обучения и находился на полном государственном обеспечении.
В период нахождения Истца в ГОУ «Няндомской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе» на основании приказа Главы администрации Соломбальского округа г.Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ, за ним было закреплено право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>, в котором он ранее проживал со своей матерью. После окончания обучения и выпуска из интерната жилое помещение Г.А.Г. предоставлено не было. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> сгорел и в последствии был снесен, архивные данные и домовая книга не сохранились.
В настоящее время Г.А.Г. жилой площадью по договору социального найма не обеспечен, иное жилое помещение ему не предоставлено, и он вынужден проживать в комнате по адресу: <адрес>, которая принадлежит государственному стационарному учреждению социального обслуживания «Ухоловское профессиональное училище - интернат», где он по окончании учебы остался работать в должности охранника.
Просил обязать мэрию города Архангельска, предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом направил в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности Г.А.Г., требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении. В ходе судебного заседания исковые требования уточнила просила суд обязать мэрию г.Архангельска включить Г.А.Г. в Сводный список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и предоставить Г.А.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика мэрии г. Архангельска Т.Н.А., с исковыми требованиями не согласилась, считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно справке Департамента муниципального имущества г.Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес>, в реестре имущества принадлежащего МО «Город Архангельск» не числился, на балансе не состоял, следовательно, находился в частной собственности. Более того, указанный дом в установленном порядке, мэрией г.Архангельска непригодным для проживания не признавался. Полагают, что указанные обстоятельства дела подтверждают наличие закрепленного жилого помещения за гр. Г.А.Г., соответственно, у мэрии г. Архангельска нет законных оснований для обеспечения жилым помещением Г.А.Г., так как он не состоит в Сводном списке лиц, нуждающихся в жилых помещениях и имеет закрепленное жилое помещение по договору социального найма.
Представитель Органа опеки и попечительства по Соломбальскому округу г.Архангельска Ч.Г.А., привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, правомерность требований Истца не оспаривала. Указала, что мать Истца была лишена родительских прав. Сведений о лишении родительских прав отца, Г.Т.Т., о признании его безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным, ограниченно дееспособным нет. Данное обстоятельство явилось препятствием для постановки Г.А.Г. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с областным законом от 05.07.2001 г. № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области». После завершения обучения в ГСУСО «Ухоловское профессиональное училище-интернат» (в Рязанской области) Г.А.Г. лично, с просьбой о предоставлении ему жилого помещения, не обращался. Считает необходимым включение Г.А.Г. в Сводный список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Третьи лица Правительство Архангельской области и Министерство образования, науки и культуры, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей, представили письменные отзывы на иск, в которых с исковыми требованиями не согласились, поскольку вопросы распределения денежных средств и вопросы постановки и ведения внеочередного учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа находятся в ведении органов местного самоуправления.
Суд, заслушав представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, обозрев материалы гражданского дела № 2-752/1999 по иску администрации школы-интерната № к Г.Т.Т. о лишении родительских прав, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.
Г.А.Г. родился ДД.ММ.ГГГГ. Мать несовершеннолетнего Г.А.Г., Г.Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец Г.А.Г. Г.Т.Т. является гражданином Болгарии, воспитанием ребенка не занимался, совместно с ним не проживал, родственные связи утрачены. Сведения о лишении его родительских прав в отношении несовершеннолетнего Г.А.Г., либо о признании его безвестно отсутствующим, умершим, либо недееспособным, ограниченно дееспособным отсутствуют.
С 1984 года Истец был передан под опеку государственным органам и до 2006 года проживал и обучался в государственных образовательных учреждениях (домах-интернатах) на полном государственном обеспечении.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации Соломбальского округа г.Архангельска, за Истцом было закреплено право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>, в которым Истец ранее проживал со своей матерью. В настоящее время дом снесен, в следствие уничтожения пожаром.
В настоящее время, Г.А.Г., не имея собственного жилого помещения вынужден проживать в комнате по адресу: <адрес>, которая принадлежит государственному стационарному учреждению социального обслуживания «Ухоловское профессиональное училище - интернат», где истец по окончании учебы остался проживать и работать. Таким образом, в связи с отсутствием у Г.А.Г. постоянного места жительства в г.Архангельске, он не имеет возможности вернуться обратно.
Согласно справке администрации МО Ухоловское городского поселения Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ Г.А.Г., 1981 года рождения, по вопросу постановки на учет на улучшение жилищных условий в администрацию Ухоловского городского поселения не обращался.
В связи с чем, требование истца о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области" полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006 года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008 года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).
Законом Архангельской области от 21 декабря 2010 года №243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» (Принят Архангельским областным Собранием депутатов, в ред. от 11.02.2011 года № 250-19-ОЗ) утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2011 год», которое определяет условия и порядок осуществления в 2011 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
На основании данного Закона, Постановлением главы муниципального образования от 04 февраля 2011 года № 47 утверждено положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2011 год бюджету муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2).
Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Архангельск" на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).
Департамент муниципального имущества мэрии города осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).
Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (пункт 8).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (пункт 9).
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
При определении площади жилого помещения подлежащего предоставлению истцу, необходимо исходить из установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005 года № 23 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» нормы предоставления жилого помещения по договора социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Доводы представителя ответчика о том, что мэрия г. Архангельска не имеет возможности обеспечить истца жилым помещением в связи с тем, что Истец не включен в Сводный список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, подлежат отклонению как не основанные на законе. В силу действующего жилищного законодательства обеспечение вне очереди жилым помещениям категории граждан, к числу которых относится истец, не ставится в зависимость от каких-либо условий.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать мэрию г. Архангельска включить истца, как обладающего соответствующим статусом, в Сводный список лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, поскольку Истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г.Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика - мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины за подачу иска в суд в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Г.А.Г. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска включить Г.А.Г. в Сводный список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма и предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Г.А.Г. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2011 года.