РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-860/2011 11 марта 2011 года
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Ляшко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х.И.Е. к мэрии города Архангельска об обязании включить в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»,
установил:
Х.И.Е. обратился в суд с иском к мэрии г. Архангельска об обязании включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В обоснование заявленных требований указал, что он как сотрудник учреждений уголовно-исполнительной системы, признанный в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, обращался с заявлением на имя главы администрации Соломбальского округа г. Архангельска о включении его в состав указанной программы, в чем ему было не обоснованно отказано.
Впоследствии Х.И.Е. заявленные требования уточнил и просил обязать мэрию г. Архангельска включить его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В судебном заседании Х.И.Е. на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель мэрии г. Архангельска Т.Н.А. в судебном заседании с заявленными требования не согласилась, поскольку мэрия вправе была включить Х.И.Е. в указанный список только в том случае, если бы заявление об участии в программе было подано истцом до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области В.С.В. в судебном заседании полагал, что требования к УФСИН не подлежат удовлетворению, поскольку Х.И.Е. в системе УФСИН не состоит в списках на получение сертификата, его учетного жилищного дела не заводилось.
Представители ответчика Правительства Архангельской области, третьего лица Министерства строительства Архангельской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны, поскольку включение граждан в список, изъявивших желание получить сертификат, входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Х.И.Е. проходил службу в органах исполнительной системы, ДД.ММ.ГГГГ Х.И.Е. был уволен со службы по п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по достижении предельного возраста).
Решением Соломбальского районного Совета народных депутатов от 23 марта 1990 года № 5/2 Х.И.Е. поставлен в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
В соответствии с указанной программой право на получение социальных выплат имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях); граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в муниципальных образованиях на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Аналогичное положение закреплено и в подп. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Таким образом, включение в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, относится к компетенции органов местного самоуправления, т.е. в данном случае - мэрии г. Архангельска.
В соответствии с п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.
Для участия в указанной программе Х.И.Е., как лицо в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ признанное нуждающимся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался с соответствующими заявлениями и приложением необходимого пакета документов.
Однако, в постановке в указанный список ему было отказано со ссылкой на то, что с таким заявлением он должен был обратиться в мэрию г. Архангельска до ДД.ММ.ГГГГ, а также на то, что он состоит в списках на получение сертификата по УФСИН.
Между тем, указанные выше Правила, как и Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675, утвердившее федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы, не содержит условия о необходимости обращения с таким заявлением именно до ДД.ММ.ГГГГ. Гражданин лишь должен быть до указанного срока признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что Х.И.Е. в данном случае было сделано, так как с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в органах местного самоуправления в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Более того, судом достоверно установлено, что Х.И.Е. на день повторного обращения в органы местного самоуправления (ДД.ММ.ГГГГ) не состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе УФСИН, как и в списках на получение сертификата по УФСИН.
Ссылки представителя мэрии г. Архангельска на Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, суд находит не состоятельными, поскольку такие доводы связаны с неправильным толкованием норм права.
Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
Согласно же п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Таким образом, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не относится к военной службе, а сотрудники этих учреждений и органов не являются военнослужащими и не приравнены к ним.
Как следует из п. 1 Правил учета военнослужащих…., под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Тогда как, под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Х.И.Е. относится к категории сотрудников органов внутренних дел, поскольку проходил службу в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.
Правительство РФ Постановлением от 06 сентября 1998 года № 1054 утвердило соответствующие Правила.
Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действовавшей до 01 января 2005 года.
Между тем в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения.
Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, следует признать, что нормы Правил учета военнослужащих…. в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 01 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Между тем, исходя из буквального толкования указанных норм права, следует, что порядок обеспечения жилыми помещениями в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями после 1 января 2005 года изменился лишь для военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению, а не для сотрудников органов внутренних дел.
При таких обстоятельствах, ссылки на изменение порядка обеспечения военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, жилыми помещениями после 01 января 2005 года правового значения для рассматриваемого вопроса не имеет, поскольку Х.И.Е. не является военнослужащим.
При таких обстоятельствах, поскольку Х.И.Е. в установленном законом порядке до 01 января 2005 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, является сотрудником внутренних дел, в отношении которых порядок обеспечения жилыми помещениями законодательно не изменился, он должен был быть органами местного самоуправления включен по его заявлению в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в чем ему было отказано, а потому заявленные Х.И.Е. требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию уплаченная истцом при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 200 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Х.И.Е. - удовлетворить.
Обязать мэрию г. Архангельска включить Х.И.Е. в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Взыскать с мэрии г. Архангельска в пользу Х.И.Е. в возврат государственной пошлины 200 руб. 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2011 года.
Председательствующий Е.В. Акишина