о признании права на получение мер социальной поддержки



Дело № 2-1279/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«06» апреля 2011 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Анисимовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.В.Н. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

истец Г.В.Н. обратился в суд с иском к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением.

В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области ему было выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1035000 рублей. Получив указанное свидетельство, он ДД.ММ.ГГГГ заключил договор долевого участия в строительстве с ПЖСКИЗ «ФИО8 согласно п. 2 которого оплата стоимости объекта долевого строительства - жилого помещения производится за счет средств субсидии. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик выразил отказ истцу в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. В связи с чем, денежные средства на расчетный счет застройщика на основании договора участия в долевом строительстве не перечислены. Данный отказ истец считает незаконным. Указанное послужило поводом для обращения в суд с данным иском.

Истец Г.В.Н. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором исковые требования уточнил и просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в форме предоставления безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения.

Представитель истца К.Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала с учетом их уточнения.

Представитель ответчика министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области Б.А.Б., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что свидетельство о предоставлении истцу безвозмездной субсидии на приобретение жилья было выдано ошибочно. Правовых основания для предоставления ему мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением не имеется. Учитывая, что Г.В.Н. является инвалидом по общему заболеванию, он не относится к инвалидам войны, указанным в ст. 4 ФЗ «О ветеранах». Соответственно, положения ст. 14 данного закона в части обеспечения жилым помещением на него также не распространяются. Он относится к категории лиц, поименованных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 закона и, следовательно, вправе претендовать на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 17 закона. Данная норма права предусматривает обеспечение жилым помещением только в случае выселения лица из служебного жилого помещения, что к истцу применено быть не может.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, ГУ «ОСЗН по Коношскому району» представителя в суд не направило, в письменном отзыве просили рассмотреть дело без участия представителя государственного учреждения, в иске отказать, ссылаясь на п. 35 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением администрации Архангельской области № 58-па от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому перечисление субсидий с банковского счета получателя субсидии производится по распоряжению министерства.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании пп. 4. п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту решения - Закон), инвалидам войны предоставляются такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В силу п. 4 ст. 17 Закона, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения

Как усматривается из материалов дела, Г.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу ветеранов - участников Великой Отечественной войны, указанных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, то есть к военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии и имеет права и льготы, установленные ст. 17 Закона.

Распоряжением главы администрации муниципального образования «Коношское» Г.В.Н. принят на учет в МО «Коношское» вне очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ министерством здравоохранения и социального развития Архангельской области истцу было выдано свидетельство №/у о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере 1035000 рублей.

На основании указанного свидетельства на имя Г.В.Н. открыт лицевой счет в филиале Вельского ОСБ №.

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ПЖСКИЗ ФИО7 был заключен договор участия в долевом строительстве №. Согласно п. 2 указанного договора оплата стоимости объекта долевого строительства - жилого помещения производится за счет средств субсидии, что подтверждается свидетельством о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета за №/у от ДД.ММ.ГГГГ. Безвозмездная субсидия на приобретение жилья выделена в размере 1035000 рублей.

Позднее, в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области разъяснило Г.В.Н., что свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии в ГУ «отделение социальной защиты населения по Коношскому району» было направлено ошибочно, денежные средства по нему перечислены не будут, а истец не имеет права на предоставление такой субсидии.

Данной позиции придерживался в судебном заседании представитель ответчика, полагая, что истец вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона, в которой указано об обеспечении жилым помещением только в случае выселения из служебного жилья.

Указанные доводы ответчика не могут быть признаны состоятельными, т.к. основаны на неверном толковании норм материального права.

Из материалов дела видно, что истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию и имеет право на льготы по ст. 14 Закона. Указанные обстоятельства подтверждаются удостоверением серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями п. 2.7 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утв. Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69, права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в п.п. 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Поскольку правомерность внесения данной записи в удостоверение участника ВОВ участвующими в деле лицами не оспаривалась и под сомнение не ставилась, суд приходит к выводу о том, что право истца на льготы, предусмотренные положениями ст. 14 Закона, подтверждено надлежащим образом.

Соответственно, Г.В.Н., будучи участником ВОВ из числа указанных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, имеет право на установленные в ст. 17 Закона меры социальной поддержки. При этом, являясь инвалидом 2 группы по общему заболеванию, он также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона.

Доводы представителя ответчика о невозможности распространения на истца положений ст. 14 Закона в связи с установлением инвалидности по общему заболеванию, что не предусмотрено ст. 4 Закона, не могут быть признаны состоятельными, т.к. они основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Исходя из конституционно-правового смысла данной правовой нормы, выявленного в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О, с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в пп. «з» пп.1 п.1 ст.2, и остальных поименованных в пп. 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в п.2 ст.15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в пп. 1 п. 1 ст. 2.

Следовательно, положения действующего законодательства не предполагают умаление прав участников ВОВ из числа лиц, поименованных в пп. «з» пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона, одновременно являющимися инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Закона для инвалидов войны.

Г.В.Н., имея право на установленные для участников ВОВ меры социальной поддержки и одновременно являясь инвалидом 2 группы по общему заболеванию, также имеет право на меры социальной поддержки, закрепленные в ст. 14 Закона, включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на истца в полной мере распространяются положения Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в частности, инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодательства Постановлением администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).

В силу п. 2 данного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина, в том числе в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - министерство) на основании регистров, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - областные регистры), исходя из времени постановки граждан на учет (п. 16 Порядка).

Согласно п. 18 Порядка, министерство на основании областных регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.

При формировании списка получателей субсидии министерством проверяются личные дела граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сформированный список получателей субсидий утверждается распоряжением Губернатора Архангельской области.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, является министерство (п. 20 Порядка).

Принимая во внимание установленный порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и признании за Г.В.Н. права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в форме предоставления безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Г.В.Н. к министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на получение мер социальной поддержки - удовлетворить.

Признать за Г.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в форме предоставления безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2011 года.