о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении



Дело № 2-1391/2011Именем Российской ФедерацииРешение

«01» апреля 2011 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Ногих Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н.М. к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

С.Н.М. обратилась в суд с иском к мэрии г. Архангельска о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении. В обоснование иска указала, что Департаментом образования после наступления двухлетнего возраста ее дочери С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было отказано в предоставлении места в детском дошкольном учреждении по мотиву его отсутствия. Указанные действия ответчика истец расценивает как нарушение ее конституционного права на труд и достойное содержание семьи. Также С.Н.М. указала, что не имеет возможности уволится с работы, поскольку в этом случае финансовое положение семьи станет критическим. Кроме того пояснила о необходимости ребенку социализироваться, научиться легко находить контакт со сверстниками, однако, она и ее дочь такой возможности в настоящее время лишены. В связи с этим, истец просил обязать мэрию г. Архангельска предоставить ее дочери С.А.А. место в детском дошкольном учреждении, согласно перечню детских учреждений, указанных в ее заявлении.

Истец С.Н.М. в судебном заседании требования поддержала по изложенным основаниям.

Ответчик мэрия г. Архангельска в суд своего представителя не направила, ходатайствовав о рассмотрение дела в его отсутствие. В поступившем в суд отзыве указано о несогласии с иском в связи с тем, что возложение на мэрию г. Архангельска обязанности принять в дошкольное учреждение вне очереди С.А.А. повлечет необоснованный отказ в приеме детей, чьи родители обладают правом на первоочередной или внеочередной прием, а значит нарушит права и свободы данных категорий граждан.

Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, представленные по делу доказательства, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

Как установлено судом, дочь истца С.А.А., родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии I-ИГ №, и сторонам не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент образования мэрии г. Архангельска с заявлением о постановке на очередь по определению в детский сад С.А.А. для обеспечения местом в детских учреждениях.

Согласно выданной истцу справки Департамента образования мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ №, С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована на общей очереди для дальнейшего определения в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений территориального округа Варавино-Фактория или Ломоносовского территориального округа г. Архангельска. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду не предоставлено.

Как следует из содержания представленных документов, ребенок С.А.А. зарегистрирован на очереди для дальнейшего определения в детский сад № 154,172, 20.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела С.А.А. место в детском дошкольном учреждении не предоставлено.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе, дошкольное.

Закрепляя право на образование и право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке. При этом выбор способа защиты гражданских прав соответствии с требованиями ст.ст. 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 - 1 предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (п. 3 ст. 18).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым регулируется деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

Согласно п. 3 Типового положения дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и именно оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (пункт 4 Типового положения).

Комплектование ДОУ осуществляется в соответствии с разделом III Типового положения о ДОУ. Пункт 8 Типового положения о ДОУ устанавливает, что в группы для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях любых типов и видов, в том числе в ДОУ, могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В г. Архангельске зачисление детей в детские сады осуществляется в соответствии с Правилами приема граждан в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории г. Архангельска, утвержденными постановлением мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №, начала учебного года в порядке очередности подачи заявлений родителями.

Согласно указанным Правилам комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее по тексту решения - Учреждение), на территории муниципального образования «Город Архангельск» осуществляется департаментом образования мэрии города Архангельска в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей).

Комплектование Учреждений проводится в соответствии с настоящими Правилами и уставами Учреждений на начало учебного года. При наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в Учреждение, в течение всего учебного года. В Учреждения, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

Как установлено судом, С.А.А. не обладает правом первоочередного или внеочередного приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года №5-П « - положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст. 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд РФ отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7 (часть 2) Конституции РФ)».

Таким образом, после выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком логическим продолжением государственной поддержки обеспечения возможности семьи содержать и воспитывать ребенка является обеспечение государством семей возможностью пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений, тем более при наступлении возраста ребенка, когда родитель, непосредственно находящийся в отпуске по уходу за ребенком, должен приступить к трудовой деятельности.

Следовательно, содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым увеличить финансовое обеспечение семьи, в том числе ребенка.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П указал, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Согласно п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 22 марта 2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2007 года № 03-1883 направлены методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждении, согласно которым система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

Как установлено судом, истец обратилась с заявлением о предоставлении места в детском саду ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с момента подачи заявления прошло уже почти два с половиной года, однако ребенок местом в детском саду не обеспечен.

Из представленных мэрией г. Архангельска доказательств следует, что в настоящее время в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 20 свободных мест для детей раннего возраста нет. В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Детский сад № 154 и Детский сад № 172 групп раннего возраста нет. Кроме того, в общей и льготной очереди для дальнейшего устройства в дошкольные учреждения до С.А.А. зарегистрировано более 80 человек. Устройство ребенка в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений, указанных в заявлении, будет рассматриваться только в порядке общей очереди, с учетом даты подачи заявления, не ранее сентября 2011 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению ребенка истца местом в детском дошкольном учреждении ответчиком не исполнена, что нарушает права несовершеннолетней С.А.А. на бесплатное дошкольное образование.

Ссылки ответчика на то, что возложение на мэрию г. Архангельска обязанности принять в дошкольное учреждение вне очереди С.А.А. повлечет необоснованный отказ в приеме детей, чьи родители обладают правом на первоочередной или внеочередной прием, а значит нарушит права и свободы данных категорий граждан, суд признает несостоятельными, поскольку, право других лиц, нуждающихся в обеспечении местом в дошкольном учреждении, не являются предметом судебного исследования.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Учитывая, что разумность сроков предоставления места в детском дошкольном учреждении ответчиком на момент рассмотрения дела судом нарушена, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного иска.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования С.Н.М. к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности по предоставлению места в детском дошкольном учреждении - удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Архангельска обязанность обеспечить С.Н.М. местом в детском дошкольном учреждении для дочери - С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением С.Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий Е.В. Кучьянова

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2011 года.