Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Ляшко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч.В.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
истец Ч.В.А. обратилась в суд к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. В обоснование требований указала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее отец К.А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать К.О.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Приказом управления социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ ее попечителем назначен К.Н.А. Приказом управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ за ней было закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>. Она находилась на полном государственном обеспечении, в 2008 году окончила обучение в ГОУ СПО «Архангельский финансово-промышленный колледж». ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором проживает истец, признан непригодным для проживания. В связи с этим, Ч.В.А. просила обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение благоустроенное применительно к условиям города Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Ч.В.А. исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Б.Е.М., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, полагала, что отсутствуют основания для предоставления истцу жилого помещения, т.к. она достигла возраста 23 лет и утратила установленный в законе статус. Более того, по вопросу постановки ее в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, а также по вопросу предоставления жилья, как относящейся к указанной категории граждан, истец не обращался.
Представитель третьего лица - мэрии г. Архангельска как органа опеки и попечительства в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представив письменный отзыв на исковое заявление. В данном отзыве указало, что полномочия по распределению субвенций на приобретение жилья выполняет надлежащим образом, а вопрос их распределения и постановки на учет, ведения этого учета находятся в ведении органов местного самоуправления, в связи с чем просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (далее - Закон № 159-ФЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что приказом управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетней Ч.В.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен попечитель К.Н.А. Ее отец К.А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать К.О.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, Ч.В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с приказом управления социальной защиты населения мэрии г. Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ за Ч.В.А. было закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>.
До июня 2005 года Ч.В.А. обучалась в МОУ СОШ № 73. С 2005 года по ДД.ММ.ГГГГ год она обучалась в ГОУ СПО «Архангельский финансово-промышленный колледж» и находилась на полном государственном обеспечении.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 6.1. областного закона от 20.09.2005 № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях).
Согласно ч. 3 и ч. 4 данной статьи, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.
Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.
Исходя из толкования вышеприведенных норм права в совокупности, следует, что законодатель связывает возникновение права на обеспечение жилым помещением со следующими юридически значимыми обстоятельствами: наличие статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из их числа и нуждаемость в жилом помещении (отсутствие закрепленного жилого помещения или утрата данного помещения по независящим от лица обстоятельствам).
Как следует из объяснений Ч.В.А., из спорного жилого помещения она никогда не выезжала, продолжая проживать в нем в период обучения. После окончания обучения в июне 2008 года она также продолжала проживать в закрепленном жилом помещении по адресу: <адрес>. То есть на момент окончания ею обучения и снятия с полного государственного обеспечения закрепленное за ней жилое помещение было сохранено и являлось пригодным для проживания.
Следовательно, законные основания для признания истца, относившегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в жилом помещении отсутствуют. В связи с этим, у ответчика не имеется обязанности принять Ч.В.А.на учет в целях обеспечения жилым помещением, равно как обеспечить таковым вне очереди как лицо, обладающие специальным статусом.
Как следует из заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. При этом указано, что проведение капитального ремонта признано экономически нецелесообразным.
На момент признания в установленном законом порядке жилого помещения, закрепленного за истцом, непригодным для постоянного проживания, Ч.В.А. исполнился 21 год.
О своем праве на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ч.В.А. не заявляла, с соответствующим требованием к ответчику не обращалась.
На момент обращения в суд, она достигла возраста 23 лет, т.е. согласно ст. 1 Закона № 159-ФЗ утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с тем, что на момент обращения к ответчику с требованием об обеспечении жилым помещением истец в силу возраста не относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у мэрии г. Архангельска не возникла обязанность по обеспечению его жилой площадью в соответствии с вышеизложенными нормами закона.
Вместе с тем, истец не лишен возможности требовать защиты своих жилищных прав путем предъявления самостоятельных требований о предоставлении жилого помещения в связи с признанием занимаемого им по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Ч.В.А. к мэрии г. Архангельска о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Е.В. Кучьянова
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2011 года.