Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
при секретаре судебных заседаний Москвиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.П.В. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Б.П.В. обратился в суд с иском к мэрии города Архангельска о предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приказом Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ за ним было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по городу Архангельску, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании истец Б.П.В. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил, просит обязать мэрию города Архангельска предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Дополнительно пояснив, что в настоящее время он обучается в <данные изъяты> и проживает в общежитии училища, иного места для жительства не имеет. Обучение он заканчивает в июне 2011года, в связи с чем жить ему будет негде. Просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика мэрии г.Архангельска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили письменный отзыв на иск в котором указали, что в настоящее время права истца на предоставление ему жилого помещения не нарушены, так как он имеет жилое помещение для временного проживания на период обучения. Ссылаясь на положения ст.57 ЖК РФ; ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; ст.7 ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» от 05.07.2001года, считает, что право истца на предоставление ему жилого помещения возникнет после окончания обучения в профессиональном училище. Просят в иске отказать.
Ранее в судебных заседаниях представитель мэрии г.Архангельска пояснял, что в случае удовлетворения заявленных требований, жилое помещение может быть предоставлено истцу только с учетом его сестры Б.Ж.В., поскольку на учете они состоят вместе, под одним номером. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом г.Архангельска было вынесено определение о прекращении производства по делу по иску прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах Б.П.В. Б.Ж.В. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения в связи с отказом истца от иска.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства мэрии г. Архангельска М.НА. исковые требования истца и доводы в их обоснование, поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Третье лицо Б.Ж.В. исковые требования истца и доводы в их обоснование, поддержала в полном объеме. Пояснила, что на жилое помещение, которое истец просит ему предоставить, не претендует, в связи с тем, что намерена проживать отдельно. Самостоятельных требований не заявляет.
Представитель третьего лица Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. В представленном письменном отзыве указали, что не оспаривают факт нуждаемости истца в жилом помещении, вместе с тем полагают, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу после окончании учреждения профессионального образования.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что решением Исакогорского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ одинокая мать Б.П.В. - Б.С.Д. лишена родительских прав (л.д.10).
Решением Ломоносовского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ Б.С.Д. признана безвестно отсутствующей.(л.д.18).
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения и социальной защиты населения мэрии г.Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ Б.П.В. направлен в детское интернатное учреждение, за несовершеннолетним закреплено право проживания по адресу: <адрес> (л.д.11).
Приказом департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г.Архангельска № от ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ был признан утратившим силу, за несовершеннолетними Б.П.В., 1989года рождения, Б.Ж.В., 1991года рождения закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по городу Архангельску (л.д.17).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Б.П.В. обучался в <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении (л.д.15). В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников учреждения начального профессионального образования отчислен с ДД.ММ.ГГГГ, как прошедший итоговую государственную аттестацию и сдавший квалификационные экзамены.
Приказом администрации Исакогорского территориального округа г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № Б.П.В. был принят на учет для внеочередного предоставления жилья с составом семьи один человек (выписка из приказа л.д.13).
По состоянию на март 2011 года Б.П.В. и Б.Ж.В. состоят в общегородском списке граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, под номером №, по Исакогорскому и Цигломенским территориальным округам г.Архангельска во внеочередном списке сирот под номером №.
В настоящее время Б.П.В. проживает в общежитии <данные изъяты> продолжая обучение, период обучения заканчивается в июне 2011года.
Таким образом, Б.П.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время не имеет закрепленного жилого помещения. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001года № 49 - 7- ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области», лица из числа детей - сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.
Законом Архангельской области от 20 сентября 2005года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма лицам из числа детей сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении … переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области … (статьи 45, 46).
Органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа (статья 48 Закона).
Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05 апреля 2006года. Перечисление субвенций осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств по муниципальным образованиям.
Постановлением главы муниципального образования от 07 апреля 2008года № 142 утверждено положение «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений», согласно пункту 1.2 которого жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрациях территориальных округов мэрии города, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях договора социального найма согласно сводному списку нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан и решению комиссии по распределению жилых помещений, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета в виде субвенций (раздел 3 Положения).
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра города (раздел 2 Положения).
Постановлением главы муниципального образования от 04.02.2011 N 47 утверждено Положение «Об осуществлении государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа», которое определяет условия и порядок осуществления в 2011 году государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии с указанным положением, финансовое обеспечение государственных полномочий Архангельской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется за счет и в пределах субвенций, выделенных из областного бюджета на 2011 год бюджету муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 2).
Средства областного бюджета, предоставленные в форме субвенций, зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Город Архангельск» на счет Управления Федерального казначейства по Архангельской области, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета (пункт 4).
Департамент муниципального имущества мэрии города Архангельска осуществляет регистрацию муниципальных контрактов (договоров купли-продажи) и право собственности на приобретенные жилые помещения за муниципальным образованием "Город Архангельск" в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (пункт 7).
Приобретенные жилые помещения зачисляются в реестр имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск» (пункт 8).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа осуществляется в порядке, установленном мэром города (пункт 9).
Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствие со статьей 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с решением Архангельского городского совета депутатов от 27 июля 2005года № 23 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Суд находит исковые требования истца подлежащим удовлетворению.
При этом доводы представителя ответчика мэрии г.Архангельска о возникновении у Б.П.В. права на предоставление ему жилого помещения только после окончания обучения в <данные изъяты>» суд считает необоснованными.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Смысл и содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления направлены на реализацию прав и свобод граждан и в случае их нарушения защита обеспечиваются правосудием.
Суд считает, что право на получение жилого помещения у истца возникло в июне 2009года, то есть после окончания им обучения в <данные изъяты> без получения среднего (полного) общего образования, данный вывод основывается на буквальном толковании норм действующего законодательства, которым право на предоставление жилого помещения после окончания образовательного учреждения не ставится в зависимость от дальнейшего получения профессионального образования или иных обстоятельств. По общему правилу предоставление жилых помещений осуществляется, прежде всего, гражданам признанными нуждающимися в жилом помещении. Б.П.В. проживает по месту обучения в городе Архангельске, <адрес> занимаемое истцом жилое помещение находится в здании общежития и является временным.
Довод стороны ответчика о том, что предоставление жилого помещения Б.П.В. возможно только с учетом его сестры Б.Ж.В., суд также считает несостоятельным, поскольку членом семьи истца Б.Ж.В. фактически не является, проживает в г.<данные изъяты>, намерена в дальнейшем проживать отдельно. Кроме того, в очередь нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения Б.П.В. изначально был поставлен с составом семьи один человек.
Ссылка ответчика на определение Октябрьского районного суда г.Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу по иску прокурора Исакогорского района города Архангельска в интересах Б.П.В., Б.Ж.В. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения было прекращено в связи с отказом от иска является необоснованной в связи с тем, что в настоящее время истец самостоятельно реализует право на защиту своих интересов по иным основаниям, а именно с учетом фактически завершения периода обучения в профессиональном учреждении.
Суд также считает необходимым отметить, что внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь; жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права.
С учетом изложенного, истец, обладающий соответствующим статусом, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям г. Архангельска, находящееся в черте города по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв. м. При этом, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика мэрию г.Архангельска с использованием средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Б.П.В. к мэрии г.Архангельска о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска предоставить Б.П.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья (подпись) И.А. Пыжова
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2011 года